Меню
Бесплатно
Главная  /  Среднее образование  /  Наука умеет много гитик - фокусы с игральными картами. Наука Умеет Много Гитик — Фокус родом из детства Важные действия во время фокуса

Наука умеет много гитик - фокусы с игральными картами. Наука Умеет Много Гитик — Фокус родом из детства Важные действия во время фокуса

Наука умеет много гитик July 10th, 2010


"Наука умеет много гитик" - крылатая фраза, происходящая из карточного фокуса.
Фокусник предлагает зрителю потасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну колоду и, не тасуя, разложить их рубашкой вниз по следующей схеме:

Н А У К А
У М Е Е Т
М Н О Г О
Г И Т И
К

Первые две карты кладутся на место букв«н»(первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две — на место букв«а»(вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д.

Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается ровно два раза. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква т).

Слово «гитик» — произвольная комбинация букв, не имеющая смысла. Складную фразу с такими свойствами придумать нелегко, однако известно по крайней мере ещё три, целиком образованные из действительно существующих слов: "макар ножом режет нитки", "крупу табак берем оптом" и "лирик лемех рахат кутум".

Употребление этой крылатой фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких "Град обреченный":

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Все из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик.

А также в романе Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания":
Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» — убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.
Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.
— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.
И второгодники затихли, предвкушая.
— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.
— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок… Болван! Заткни фонтан!

Семантические свойства [прав. ]

  1. никогда нельзя быть уверенным в чем-либо до конца ◆ Всегда всегда в глубине политик //наука умеет много гитик .Д. И. Хармс , «Окнов и Козлов», 1931 г. (цитата изБиблиотеки Максима Мошкова , см.Список литературы) Мимо прошло машин пятнадцать — все незнакомые. Так что, похоже, слежка нам померещилась. Впрочем, в этом никогда нельзя быть уверенным до конца:наука умеет много гитик .Андрей Лазарчук, «Все, способные держать оружие…», 1995 г. (цитата из

Функцию:

В составе данного псевдовысказывания каждая буква не случайно повторяется дважды: оказывается, выражение составляет основу для карточного фокуса .

Слово «гитик» предположительно происходит от английского GT (Greater Tactics, что значит «лучшая стратегия», «хитрый прием для выигрыша»). Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом» . Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды, причём для любых названных зрителем рядов существует только одна буква. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

Здравствуйте, друзья-иллюзионисты и карточные маги! 😉

В этой статье я расскажу вам об одном интересном и простом фокусе,который получается сам собой! Наука умеет много гитик фокус, именно так он называется.Странное название конечно,но скоро вы поймёте,почему он так называется. Эффект фокус производит классный,особенно,если зритель до этого его не видел!Итак…

Для фокуса потребуется колода в 36 карт,да и то не вся!Отсчитываем от основной колоды 20 карт,именно они нам и понадобятся.Тасуем эти 20 карт сами или даём перетасовать недоверчивому зрителю.Далее берём карты и раскладываем их в 4 ряда по 5 столбцов.Именно так!

Н А У К А

У М Е Е Т

М Н О Г О

Г И Т И К

Зритель должен запомнит любую пару карт. Парой карт,считаются любые карты,лежащие в соседних рядах сверху или снизу и которые находятся по вертикали.Поясняю!

Если смотреть по надписи выше пары идут (Н+У),(А+М),(У+Е) и дельше.И снизу так же (М+Г),(И+Н),(О+Т) и дальше. Нельзя брать средние ряды (У+М),(М+Н),(Е+О) и делее,иначе фокус не получится.Скажите зрителю заранее,как следует выбирать пары.

Когда он запомнил,допустим он запомнил в верхних рядах центральную пару(У+Е),вы собираете карты по столбцам,начиная с любого края.Я обычно начинаю собирать слевого столбца(т.е первым беру карты Н+У+М+Г) и так дальше по порядку,не перемешивая.

Когда вы их собрали вспомните эту странную фразу «Наука умеет много гитик».В этих словах одинаковых букв по две!И начинаете выкладывать также попарно.Значит первые две карты будут две Н,и кладите их согласно схеме,потом две карты будут две А,их также выкладывайте согласно схеме.И так все карты.

Когда вы выложите таким образом все карты,спросите зрителя в каких рядах(строчках) находятся его карты?Когда он ответит,то ищите одинаковые буквы в этих рядах.Карты,соответствующие буква и есть загаданные зрителем.

Допустим он говорит,что карты в третьем ряду. Значит это две О,то есть карты на месте О.Если допустим говорит,что ряд первый и третий,значит буква Н.Ну я думаю уловили смысл! Фокус хороший и в тоже время лёгкий. Учитесь!

Наука умеет много гитик

Первый раз я присутствовал на защите диссертации году в семьдесят втором. Защищался сотрудник нашей лаборатории, Гарик. И мы все, конечно, пошли на защиту.

Это было в небольшом, человек на сто, актовом зале. В первых рядах сидели члены Ученого совета. Запомнилось, что почему-то в Ученый совет входил, по должности, секретарь парткома.

На авансцене стояла трибуна с микрофоном. А на заднике сцены соискатель заранее развесил свои многочисленные плакаты. Гарик вышел на трибуну и начал доклад.

Товарищи, в «Директивах XXIV съезда КПСС» указывается на важность ускоренного развития электроэнергетики. В этой связи большое значение приобретают задачи повышения эффективности работы паровых турбин. В настоящей работе…

Тут он взял указку и ушел к своим плакатам. Где и провел минут двадцать, что-то говоря и тыкая указкой в тот или иной плакат. Хоть зал был и маленький, но сцена довольно глубокая, от микрофона до плакатов было метров шесть. Не слышно было почти ничего. Впрочем, до первого ряда, может быть, голос диссертанта и доносился.

Потом Гарик вернулся на трибуну и сказал:

Годовой экономический эффект … и т.д.

Потом были прения. Потом Ученый совет проголосовал. Против был всего один голос. А вечером был банкет. Мне все очень понравилось.

Из книги Ярослав Галан автора Беляев Владимир Павлович

Человек, который не умеет жить спокойно Поэт Семен Гудзенко был солдатом. Когда ему довелось прочесть то, что выходило из-под пера викновцев, и в частности повесть друга Галана - Александра Гаврилюка «Береза», у него родилось ощущение открытия, о котором он написал в

Из книги Фрэнк Синатра: Ава Гарднер или Мэрилин Монро? Самая безумная любовь XX века автора Бояджиева Людмила Григорьевна

«Любовь умеет стариться. Любовь умеет становиться раной» - Пожалуйста, родная, не плачь! - Фрэнк положил руку на плечо Нэнси и содрогнулся от того, что, возможно, делает это в последний раз.- Не называй меня так! Ты хочешь разрушить семью. Тебе плевать на детей. На то, что

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Народ умеет уничтожать Народ, действительно, сумел стереть с лица земли все то, что создавалось годами: весь скот до последнего поросенка был перерезан.Даже корова Вильма - золотая медалистка, дававшая 29 литров молока в день при жирности 4 и даже 4,75 процента, - не была

Из книги Hohmo sapiens. Записки пьющего провинциала автора Глейзер Владимир

НАУКА УМЕЕТ МНОГО ГИТИК Научные конференции в СССР были одним из популярных видов оплачиваемого отдыха. Многие писали статьи в журналы и набивались к другим в соавторы только по причине возможного бездумного времяпрепровождения где-нибудь в Одессе или Тарту.В Ростове

Из книги Тайны реального следствия. Записки следователя прокуратуры по особо важным делам автора Топильская Елена

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

МНОГО ХОРОШЕГО И МНОГО ПЛОХОГО В 1850–1851 годах проблемы творческого наследия Бальзака отступили на второй план перед угрозой ипотеки, нависшей над имуществом детей Евы Ганской в Польше.Пять месяцев спустя после смерти Бальзака Ева осознала, что напрасно поспешила

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

РАБОТЫ ПРОВЕЛ МНОГО, ДАЖЕ ОЧЕНЬ МНОГО Магго Петр Николаевич (1879-1941).Долго не получалось узнать, кто этот человек. Когда все-таки узнал, то сразу стали понятны и трудности поиска.Магго - один из команды исполнителей смертных приговоров. Проще говоря - палач.Информация о

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

«Не умеет строиться!» 1 сентября 1982 года моя доченька пошла в первый класс. Она радостно ждала этого события. Мы все тоже.Первый день - праздник.Забираем ее из школы домой.- Ну как? Тебе понравилось?- Да там все врут, - разочарованно вздыхает дочка.Ну, то, что врут - и

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Как проверить, умеет ли ребенок читать Начните с самого простого, например попросите ребенка показать, что он хочет, сок или молоко, предложите выбрать картинку или игрушку, одну букву или слово из нескольких написанных на отдельных бумажках. Более сложное задание –

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

Много-много чудных лет Вернувшись в 1948 году во Францию, Шагал поселился сперва в Оржевале, потом на Лазурном Берегу Франции. Там-то шестидесятипятилетний художник и встретил свою новую супругу, уроженку Киева Валентину Бродскую (по-семейному Baby), вместе с которой он

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Из книги «Я буду жить до старости, до славы…». Борис Корнилов автора Берггольц Ольга Федоровна

28. «Прости! Будь счастлива на много-много лет…» «Прости! Будь счастлива на много-много лет». Так путник в сумраке Альпийского ущелья Поет; на миг один озолотит веселье Дорогу трудную, и для кого поет? Поет он милую приветливую друга, - Но песни слабый звук ее коснется ль

Из книги автора

Из книги автора

106. «Как много, много их – повядших поздних роз…» Как много, много их, повядших, поздних роз, Усталых призраков померкшего былого… Как много, много их средь сумрака глухого, Невысказанных слов, невыплаканных слез… Они летят, скользят со всех концов земли, Как тени серые,

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Выражение «наука умеет много гитик» когда-то было придумано для показа фокуса с игральными картами , но давно уже стало крылатой фразой. В одних случаях оно может означать, что науке известно очень многое, о чём мы до сих пор и не слышали, в других - что не нужно искать смысла там, где его нет...


Сакральный смысл профессии «ученого»

Когда-то я хотел стать ученым. Долго хотел, лет, наверное десять, хотя жестоко обломался еще в университете...
И не надо думать, что этому способствовали какие-то сложности в учении или неудачи на экзаменах - напротив, всё началось как раз с успеха.
Вот с этого:

Потом было еще несколько таких же, но суть не в этом. Работы занимали всего несколько страничек (первая по-моему три, включая одну на введение) и имели даже какое-то потенциальное народно-хозяйственное значение. Ну коротко, там вводились некоторые свойства матриц, которые сохранялись при определенных преобразованиях этих матриц, обладающих такими свойствами (ну, скажем, при применении каких-то алгоритмов решения систем линейных уравнений). Непосредственной пользой от сохранения описанных свойств было то, что можно было, например, заранее рассчитать погрешность вычислений при применении того или иного метода (а заодно и проверить его применимость, ибо если бы погрешность превысила результат, то применять этот метод было бы бессмысленно). Кстати тогда же и выяснилось, что в некоторых реальных задачах как раз и были матрицы, обладающие описанным свойством, и рассчитанная погрешность для алгоритмов, которыми эти системы уравнений решались реальными инженерами превышала результаты, что делало расчеты последних абсолютно бессмысленными. А уж что творят экономисты с их огромными системами уравнений и говорить нечего. Погрешность при вычислениях там порой перекрывает результат на порядки, так как накапливается в зависимости от размерности системы.

Однако думаете это к чему-то привело? Да ни к чему не привело! Попытка объяснить суть проблемы инженерам или экономистам провалилась (они просто ничего не поняли), и бессмысленные расчеты, возможно, продолжаются и по сей день...

И тогда я осознал, что наука - это в принципе такое очень интимное дрочево для узких специалистов и заниматься ею можно только если получаешь личное сексуальное удовлетворение от результатов. Ну есть, конечно, такие попсовые результаты, которые быстро внедряются в жизнь или, напротив, которых жизнь долго ожидает, но не находится ученых, которые смогли бы получить ожидаемые результаты. Но всё это единичные случаи, а 99,9% всех научных "достижений" идет в стол (то есть, эффективность тут даже ниже, чем у писателей с графоманами). Есть, конечно, и у ученых свои синекуры для регулярного доения и/или возможности удовлетворения собственного любопытства за чужой счет, но это уже из области "работы за еду", а не по душевному призванию.

При этом мне, с моим юношеским максимализмом, было как-то обидно осознавать ненужность своих занятий для окружающих. Ну, типа, те, кому это предназначалось - не имели ни сил, ни желания что-либо понять, а те, кто был способен понять - относились к этому как к не очень смешному анекдоту (посмотрел и забыл). Причем я-то для получения результата бился над задачей месяца два, а потом любому, кто смог бы понять её смысл - требовалось только взглянуть на страничку с результатами. Ну а всем остальным все это было просто непонятно и ненужно (даже тем, кому результат мог бы серьезно помочь).

В общем, добил меня этот когнитивный диссонанс, вызвав неизгладимое ощущение психологического дискомфорта.

У точек, бедных крошек,
Ни ручек нет, ни ножек.
Как же они, не пойму я,
Сцепляются в прямую?

(Дж. А. Линдон, пер. А. Глебовской)

А вспомнил я это вот почему. Решал я тут недавно одну школьную задачку по случаю и по ходу определил новое семейство или класс треугольников.
Это такие треугольники, у которых прямая, проходящая через центры вписанной и описанной окружностей, параллельна одной из сторон.
А что, по-моему такие треугольники ничем не хуже каких-нибудь там "равносторонних", "равнобедренных" или "прямоугольных" и вполне могут претендовать на особое семейство - свойство-то для определения их "национальной принадлежности" у них есть! И даже формулу для него я вывел.

Треугольник, у которого прямая, проходящая через центры вписанной и описанной окружностей, параллельна одной из сторон должен иметь такой угол:


Где R и r - это, соответственно, центры описанной и вписанной окружностей.

Угол, вычисляемый по этой формуле будет лежать напротив той стороны, параллельно которой пройдет прямая, проведенная через центры вписанной и описанной окружностей.

Предлагаю назвать их "треугольниками Колобка ", а формулу - "формулой Колобка ".

Спросите, зачем нужны такие треугольники? "Во-первых, это красиво...". Человечество же любит всё классифицировать по каким-то свойствам! А вот вам еще одно свойство для классификации.
А во-вторых, при помощи этой формулы можно решать какие-нибудь задачи.

Например, такую:

Нарисован треугольник, известно что его углы 58, 59 и 63 градуса, но неизвестно где какой. Даны две точки - одна центр описанной, другая - центр вписанной окружности, но неизвестно что в какой точке.
Есть только односторонняя линейка без делений. Указать все углы и определить где какие центры окружностей.

PS.
Кстати, у человечества есть, например, на первый взгляд очень простая задачка, которую оно (человечество) не может решить уже несколько тысяч лет.
Есть такие натуральные числа, которые называются "совершенными". Определяются они так: «совершенным» называется натуральное число, равное сумме всех своих собственных делителей (т.е. всех положительных делителей, отличных от самого́ числа) . По мере того как натуральные числа возрастают, совершенные числа встречаются всё реже.
Так вот нечётных совершенных чисел до сих пор не обнаружено, однако не доказано и то, что их не существует. Неизвестно также, бесконечно ли множество всех совершенных чисел или конечно.
Да и формулы для нахождения совершенных чисел нет, есть только алгоритм их поиска, описанный еще Евклидом...

А пока математика бессильна, совершенными числами рулит религия.

В сочинении «Град Божий» Св. Августин писал:

"Число 6 совершенно само по себе, а не потому, что Господь сотворил все сущее за 6 дней; скорее наоборот, Бог сотворил все сущее за 6 дней потому, что это число совершенно. И оно оставалось бы совершенным, даже если бы не было сотворения за 6 дней."

Так вот совершенная красота и совершенная бесполезность совершенных чисел - это лучшая характеристика всей науки, как таковой...