Тесты по дисциплине теория языка. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание. Английский язык относится к числу
Предмет: Общее языкознание
Раздел 1. История языкознания
Тема 1. Введение
1. Функцией языка, осуществляющей воздействие на адресата, является
J когнитивная
J коммуникативная
R апеллятивная
J метаязыковая
2. Изучает язык с разных сторон
R лингвистика
J литературоведение
J история
J логика
J психология
J философия
3. Рассматривает язык как средство выражения содержания произведения
J лингвистика
R литературоведение
J история
J логика
J психология
J философия
4. Видит в языке формы выражения единиц мышления
J лингвистика
J литературоведение
J история
R логика
J психология
J философия
5. Вопросы порождения и восприятия речи изучает
J лингвистика
J литературоведение
J история
J логика
R психология
J философия
6. Создаёт общую методологию исследования языка
J лингвистика
J литературоведение
J история
J логика
J психология
R философия
7. С точки зрения структуры языкознание делится на
8. С точки зрения конкретных языков языкознание делится на
J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
R русистику, германистику, романистику и т.д.
J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
9. С точки зрения функционирования и социального варьирования языкознание делится на
J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
J русистику, германистику, романистику и т.д.
R диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
10. С точки зрения методологии и методики описания языка языкознание делится на
J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
J русистику, германистику, романистику и т.д.
J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
R психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
Тема 2. Лингвистические учения в древнем мире
11. Создание справочников по различным отраслям науки характерно прежде всего для
R древнего Египта
J древней Индии
J древнего Китая
J древней Греции
12. Грамматика Панини была создана в
R древней Индии
J древнем Китае
J древней Греции
J древнем Риме
13. Понятие нулевой морфемы появилось в
R древней Индии
J древнем Китае
J древней Греции
J древнем Риме
14. Теория частей речи зародилась в
J древней Индии
J древнем Китае
R древней Греции
J древнем Риме
15. Диалог «Кратил» был создан в
J древней Индии
J древнем Китае
R древней Греции
J древнем Риме
16. Риторика как наука зародилась в
J древней Индии
J древнем Китае
R древней Греции
J древнем Риме
17. Грамматическое учение зародилось в
J древней Индии
J древнем Китае
R древней Греции
J древнем Риме
Тема 3. Лингвистические идеи Средних веков и эпохи Возрождения
18. Спор номиналистов и реалистов в Средние века способствовал разработке проблем
R языкового значения
J фонетических законов
J теории частей речи
J синтаксиса
19. Арабское языкознание Средних веков использовало результаты
R индийской лингвистической традиции
J китайской лингвистической традиции
J японской лингвистической традиции
J еврейской лингвистической традиции
20. Впервые в истории культуры Нового времени вопрос о народном и литературном языках был поставлен
J во Франции
J в Германии
R в Италии
J в России
Тема 4. Языкознание XVII – XVIII веков
J Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер
R А.Арно и К.Лансло
J А.Арно и П.Николь
J И.Гердер и А.Арно
R И.Ю.Скалигер
J И.Гердер
J М.В.Ломоносов
J Г.В.Лейбниц
23. Сторонником фонетического принципа русской орфографии являлся
J М.В.Ломоносов
R В.К.Тредиаковский
J М.Смотрицкий
J А.Х.Востоков
24. Выступил с идеей создания универсального средства общения на основе средств, выступающих в функции естественного языка,
R Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
25. Предложил идею создания философского языка на основе небольшого числа элементарных единиц
J Ф.Бэкон
R Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
26. Пытался понять сущность человеческого мышления через исследование языка
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
R Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
27. Толчок развитию символической логики дали идеи
J Ф.Бэкона
J Р.Декарта
R Г.В.Лейбница
J М.В.Ломоносова
28. Задачу сравнения всех современных языков мира между собой, а также с их более ранними формами впервые выдвинул
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
R Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
29. На родство между славянскими языками, а также между русским, латышским, греческим, латинским и немецким впервые указал
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
R М.В.Ломоносов
30. Впервые о родстве санскрита с греческим и латинским языками заявил
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
R У.Джоунз
Тема 5. Языкознание XIX века
31. У истоков сравнительно-исторического языкознания не стоял
J Р.К.Раск
J А.Х.Востоков
J Я.Гримм
R А.Шлейхер
32. Идею о том, что в основе всех европейских языков лежали четыре «языка-матери» предложил
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
R И.Скалигер
33. Разделил все языки мира на арамейские и скифские группы
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
R Г.В.Лейбниц
J М.В.Ломоносов
34. Установил, что все славянские языки происходят от общеславянского,
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
R М.В.Ломоносов
35. М.В.Ломоносов сравнивал языки преимущественно на материале
J существительных
J глаголов
J местоимений
R числительных
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
J У.Джоунз
R Ф.Шлегель
37. Термин «индогерманские языки» ввёл в научный оборот
J Ф.Бэкон
J Р.Декарт
J Г.В.Лейбниц
J У.Джоунз
R Ф.Шлегель
R Р.К.Раск
J Ф.Бопп
J Я.Гримм
J А.Х.Востоков
J Р.К.Раск
R Ф.Бопп
J Я.Гримм
J А.Х.Востоков
J Р.К.Раск
J Ф.Бопп
R Я.Гримм
J А.Х.Востоков
J Р.К.Раск
J Ф.Бопп
J Я.Гримм
R А.Х.Востоков
42. Задачу раскрыть тайну происхождения флексии ставил
J Р.К.Раск
R Ф.Бопп
J Я.Гримм
J А.Х.Востоков
43. Ф.Бопп в своих исследованиях основное внимание уделял
J фонетике
J лексике
R морфологии
J синтаксису
J Р.К.Раск
R Ф.Бопп
J Я.Гримм
J А.Х.Востоков
45. Три ступени развития человеческого языка: создания, расцвета флексии и стремления к ясности выделил
J Р.К.Раск
J Ф.Бопп
R Я.Гримм
J А.Х.Востоков
46. Закон передвижения согласных предложил
J Р.К.Раск
J Ф.Бопп
R Я.Гримм
J А.Х.Востоков
47. Основателем научной этимологии считается
R А.Ф.Потт
J Г.Курциус
J А.Кун
J А.Шлейхер
48. Основоположником лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии является
J А.Ф.Потт
J Г.Курциус
R А.Кун
J А.Шлейхер
Тема 6. Вильгельм фон Гумбольдт – основатель теоретического языкознания
49. Возникновение понятия «внутренняя форма» связано с именем
J Ф.Боппа
R В. фон Гумбольдта
J Ф. де Соссюра
J А.Шлейхера
50. Стремление духа человека освободиться от языка – это, по В. фон Гумбольдту, антиномия
R неразрывного единства и противоречивости языка и мышления
J языка и речи
J речи и понимания
J коллективного и индивидуального в языке
Тема 7. Натуралистическая концепция языка
51. Теория «родословного дерева» была предложена
R А.Шлейхером
J И.Шмидтом
J А.Ф.Поттом
J Г.Курциусом
R А.Шлейхер
J И.Шмидт
J А.Ф.Потт
J Г.Курциус
Тема 8. Логическая концепция языка
53. В XIX веке крупнейшим представителем логического направления в языкознании России был
R Ф.И.Буслаев
J В.И.Даль
J Н.А.Добролюбов
J И.И.Срезневский
Тема 9. Психологическая концепция языка
54. Представителем психологического направления в языкознании являлся
R А.А.Потебня
J Ф.И.Буслаев
J А.А.Шахматов
J А.М.Пешковский
55. К психологическому направлению в языкознании относилась
J Московская лингвистическая школа
R Харьковская лингвистическая школа
J Казанская лингвистическая школа
J Пражская лингвистическая школа
Тема 10. Эстетическая концепция языка
56. Сделал упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции
J А.Шлейхер
R К.Фосслер
J Г.Шухардт
J Р.Мерингер
Тема 11. Младограмматизм
57. В центре учения лежит понятие грамматической формы у
J представителей Казанской лингвистической школы
J представителей Пражской лингвистической школы
R представителей Московской лингвистической школы
J представителей Копенгагенской лингвистической школы
58. Теория фонемы разрабатывалась в
J Петербургской лингвистической школе
J Харьковской лингвистической школе
59. Основателем Московской лингвистической школы был
R Ф.Ф.Фортунатов
J И.А.Бодуэн де Куртенэ
J Л.В.Щерба
J А.М.Пешковский
60. Представители Лейпцигской лингвистической школы относились к
R младограмматическому направлению в языкознании
J психологическому направлению в языкознании
J структурной лингвистике
J логическому направлению в языкознании
Тема 12. Языкознание конца XIX – начала ХХ веков
61. Теория фонемы была разработана в
J Московской лингвистической школе
R Казанской лингвистической школе
J Лейпцигской лингвистической школе
J Лондонской лингвистической школе
Тема 13. Лингвистика ХХ века. Структурализм Фердинанда де Соссюра
62. Термины «фигура, детерминация, констелляция» используются в
J функциональной лингвистике
J дескриптивной лингвистике
R глоссематике
J порождающей грамматике
63. Основателем Пражской лингвистической школы является
J А.Мартине
J А.Мейе
R В.Матезиус
J Н.С.Трубецкой
64. Не относится к структуралистическим
R Московская школа языкознания
J Копенгагенская школа языкознания
J Пражская школа языкознания
J Американская лингвистика
65. Франц Боас, Эдуард Сепир, Леонард Блумфилд были основоположниками
R дескриптивной лингвистики
J психолингвистики
J функциональной лингвистики
J социолингвистики
66. Порождающая семантика активно разрабатывается главным образом
R в США
J в России
J во Франции
J в Германии
67. Главную цель раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов языка ставило
R структурное направление языкознания
J психологическое направление языкознания
J логическое направление языкознания
J ареальное направление языкознания
68. Основные принципы функциональной лингвистики были сформулированы
J Р.О.Якобсоном
J Н.С.Трубецким
J С.О.Карцевским
R В.Матезиусом
Тема 14. Отечественное языкознание 20-90-х годов ХХ века
69. Основателем яфетической теории был
R Н.Я.Марр
J Е.Д.Поливанов
J И.И.Мещанинов
J В.В.Виноградов
Раздел 2. Теория языка
Тема 15. Природа и сущность языка
70. Основной функцией языка является
R коммуникативная
J метаязыковая
J когнитивная
J эмоциональная
71. Воздействие на человека с помощью языка – это
R коммуникативная функция языка
J метаязыковая функция языка
J когнитивная функция языка
J эмоциональная функция языка
72. Гипотеза, согласно которой язык возник на определённой стадии развития общества в связи с необходимостью процесса коммуникации, называется
J логосической
J звукоподражательной
J междометной
R социальной
Тема 16. Знаковость языка
73. Свойством языкового знака не является
J немотивированность звуковой стороны по отношению к реальным вещам
J способность вступать в линейные отношения с другими знаками
J изменчивость во времени при изменении условий его применения
R непосредственное отображение реальных вещей
74. По способу знакообразования знаки делятся на
75. По законченности/незаконченности процесса порождения знаки делятся на
J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
R знаки полные и знаки неполные
J знаки потенциальные и знаки актуальные
J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
76. По соотнесённости/несоотнесённости с актом речи знаки делятся на
J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
J знаки полные и знаки неполные
R знаки потенциальные и знаки актуальные
J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
77. По совокупности основных признаков знаки делятся на
J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
J знаки полные и знаки неполные
J знаки потенциальные и знаки актуальные
R знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
78. Имена собственные как языковые знаки являются
J характеризующими
R идентифицирующими
J квантитативными
J дейктическими
J связочными
J заместительными
79. Имена числительные как языковые знаки являются
J характеризующими
J идентифицирующими
R квантитативными
J дейктическими
J связочными
J заместительными
80. Личные местоимения как языковые знаки являются
J характеризующими
J идентифицирующими
J квантитативными
R дейктическими
J связочными
J заместительными
81. Предлоги как языковые знаки являются
J характеризующими
J идентифицирующими
J квантитативными
J дейктическими
R связочными
J заместительными
82. Союзы как языковые знаки являются
J характеризующими
J идентифицирующими
J квантитативными
J дейктическими
R связочными
J заместительными
83. Являются частью того предмета или явления, которое люди воспринимают и изучают
R знаки-признаки
J знаки-сигналы
J знаки-символы
J знаки-субституты
84. Немотивированные звуковые, зрительные или иные условные знаки, передающие информацию, – это
J знаки-признаки
R знаки-сигналы
J знаки-символы
J знаки-субституты
85. Наглядно мотивированными условными знаками, передающими информацию, являются
J знаки-признаки
J знаки-сигналы
R знаки-символы
J знаки-субституты
86. Вторичные знаки, которые замещают не предметы, а первичные знаки, называются
J знаки-признаки
J знаки-сигналы
J знаки-символы
R знаки-субституты
Тема 17. Язык как система
87. Парадигматические отношения между единицами языка – это
88. Синтагматические отношения между единицами языка – это
R способность элементов сочетаться между собой
J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей
J отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка
J способность языковых элементов замещать друг друга
89. Языковая система состоит из более частных систем, которые называются
R уровнями
J структурами
J сегментами
J компонентами
90. Частные системы, из которых состоит язык, называются
J структурами
R уровнями
J сегментами
J компонентами
91. К основным уровням языка не относится
J фонетический
J морфемный
J лексический
R морфонологический
J синтаксический
Тема 18. Язык и речь
92. Понятие языка и речи разграничил
R Ф. де Соссюр
J Л.В.Щерба
J Ф.Ф.Фортунатов
J И.А.Бодуэн де Куртенэ
Тема 19. Язык и общество
93. Соотношение языка и общества изучается в
R социолингвистике
J психолингвистике
J ареальной лингвистике
J контрастивной лингвистике
94. Социальные изменения непосредственно отражаются в
R лексике
J фонетике
J морфологии
J синтаксисе
95. В сферу языковой политики не входит
J создание алфавита
J кодификация языка
J орфографическая реформа
J пунктуационная реформа
R территориальное расслоение языка
Тема 20. Язык и мышление
96. Соотношение языка и мышления изучается в
J социолингвистике
R психолингвистике
J нейролингвистике
J психосемантике
Тема 21. Фонетика
97. Признаком фонемы не является
J фонема как абстрактная единица языка противопоставляется звуку как конкретной единице
J фонема – это единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц
J аллофоны одной фонемы образуют область её реализации
R фонема – это конкретная единица речевого потока
Тема 22. Лексикология
98. Основной номинативной единицей языка является
J фонема
J морфема
R слово
J словосочетание
Тема 23. Словообразование и грамматика
99. Обладает общекатегориальным значением прономинальности
R местоимение
J наречие
J модальное слово
Тема 24. Социально-функциональная структура языков
100. Высшей формой общенародного языка является
J язык художественной литературы
R литературный язык
J просторечие
J диалект
Тема 25. Классификация языков и методы их исследования
101. Санскрит входит в
R индийскую группу индоевропейской семьи языков
J иранскую группу индоевропейской семьи языков
J греческую группу индоевропейской семьи языков
J германскую группу индоевропейской семьи языков
102. Социологическая классификация языков – это
J
J
J
R
103. Генеалогическая классификация языков – это
R изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними
J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры
J установление типа языков по его структуре
J определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе
104. Морфологическая классификация языков
J определяет тип языков исходя из выполняемой ими функции в обществе
J группирует языки мира на основании определения родственных связей между ними
R устанавливает сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры
J устанавливает тип языка в зависимости от степени родства
105. Ностратическая макросемья не объединяет
J картвельские и уральские языки
J дравидийские и алтайские языки
J афразийские и индоевропейские языки
R индоевропейские и сино-тибетские языки
106. Аморфные языки – это языки,
J
J
R
J
107. Флективные языки – это языки,
R которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений
J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения
J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов
J в которых аффиксы являются однофункциональными
108. Аналитические языки – это языки,
J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений
J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов
R в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения
J которым присуще словоизменение посредством форм самого слова
109. Полисинтетические языки – это то же, что
J аналитические языки
J флективные языки
R инкорпорирующие языки
J аморфные языки
110. Инкорпорирующие языки – это то же, что
R полисинтетические языки
J аналитические языки
J флективные языки
J агглютинативные языки
111. Славянские языки, входящие в индоевропейскую семью, не образуют подгруппу
R северную
J южную
J западную
J восточную
112. Французский язык относится к
J германской ветви индоевропейской семьи
R романской ветви индоевропейской семьи
J славянской ветви индоевропейской семьи
J иранской ветви индоевропейской семьи
Тема 26. Письмо
113. Передаёт звуковой облик слова
R фонографическое письмо
J идеографическое письмо
J пиктографическое письмо
J клинописное письмо
Раздел 3. Методология
Тема 27. Методы исследования языка
114. Приём внутренней реконструкции является частью
J типологического метода
J описательного метода
R сравнительно-исторического метода
J ареального метода
115. Изучает географическое распространение тех или иных языковых явлений
R ареальная лингвистика
J компаративистика
J типологическое языкознание
J сопоставительное языкознание
Контрольные тесты1. Общее языкознание изучает:
А) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;
Б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.
2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:
А) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;
Б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.
3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:
А) социолингвистика;
Б) синтаксис;
В) психолингвистика.
4. Когнитивная лингвистика изучает…
А) процессы порождения и восприятия речи;
Б) взаимодействие языка и культуры;
В) процессы структурирования человеческого знания в языке.
5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел
А) интралингвистика;
Б) компаративистика;
В) экстралингвистика.
6. Языкознание относится к числу…
А) гуманитарных, общественных наук;
Б) естественных наук.
7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…
А) сопоставительное языкознание;
Б) сравнительно-историческое языкознание;
В) когнитивная лингвистика.
1. Язык по своей сущности явление…
А) биологическое;
Б) социальное;
В) психическое.
2. Укажите неверное утверждение:
А) физические признаки человека не имеют отношения к языку;
Б) существование и развитие языка подчинено законам природы;
В) язык возникает и развивается только в коллективе людей.
3. Сущность языка проявляется в его свойствах:
А) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;
Б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.
4. Основная функция языка:
А) регулятивная;
Б) контактная;
В) коммуникативная.
5. Функция использования языка как средства влияния на психику
другого человека называется…
А) символической;
Б) регулятивной;
В) суггестивной.
1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал…
А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;
Б) Ф. де Соссюр;
В) В. фон Гумбольдт.
2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется…
В) текст.
3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:
А) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;
Б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.
4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:
А) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;
Б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.
5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется…
А) речевой деятельностью;
Б) языковой способностью;
В) языковой компетенцией.
6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность?
А) …в языковой системе и речи;
Б) …в говорении и понимании;
В) …в языковой системе, речи и тексте.
1. Язык животных…
А) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;
Б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.
2. Искусственные языки создаются для того чтобы…
А) обеспечить приспособление к окружающей среде;
Б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;
В) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.
3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто…
А) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;
Б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.
4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:
А) дактилология;
Б) жестовая речь;
В) азбука Морзе;
Г) азбука Брайля.
5. К системе условных сигналов относятся:
А) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;
Б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.
1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это…
А) высшая форма отражения действительности;
Б) субъективная реальность;
В) объективная реальность.
2. Согласно теории вербальности мышления…
А) язык является материальной опорой мышления;
Б) мышление не связано с речедвигательным кодом.
3. Укажите неверное утверждение:
А) УПК имеет сенсорную природу;
Б) УПК содержит признаки словесного языка.
4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление?
А) Ф. де Соссюром;
Б) В. фон Гумбольдтом;
В) Э. Сепиром.
5. По теории языковой относительности…
А) каждому языку соответствует своя логика мышления;
Б) развитие языка определяется обществом.
6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в
единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;
Б) языковая картина мира.
1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это…
А) двусторонняя психическая сущность;
Б) односторонняя сущность.
2.Семиотика – это наука…
А) о знаковых системах в природе и обществе;
Б) специфике языковых знаков.
3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:
А) имеет идеальный характер;
Б) не связан с обозначаемым предметом причинной связью
В) обозначает нечто, находящееся вне него.
4. Согласно унилатеральной концепции знака
А) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;
Б) значение входит в знак.
5. Между планом выражения системы языка и планом содержания существует
А) полное соответствие;
Б) асимметричное соотношение.
6. Укажите верное утверждение:
А) семиотика раскрывает один из аспектов языка – знаковый;
Б) языковой знак не отличается от множества других знаков.
1. Укажите неверное утверждение: Система – это…
А) сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и выполняющее единую функцию;
Б) совокупность связей и отношений между элементами.
2. В системе языка:
1) отношения иерархии отражают…
А) противопоставление единиц;
Б) вхождение простых единиц в более сложные, зависимость одних единиц от других;
2) в системе языка парадигматические отношения – это
А) отношения единиц, расположенных линейно, в высказывании;
Б) отношения в группе, образованной из единиц, имеющих сходства и
различия;
3) отношения мотивации отражают…
А) связь плана выражения и плана содержания;
Б) связь новой, производной единицы языка с исходной единицей.
3. Почему язык представляет собой гетерогенную систему? Исключите лишнее.
А) его образуют однородные элементы;
Б) его образуют неоднородные элементы;
В) в нем есть нерегулярные элементы.
4. Давление системы проявляется в том, что…
А) в системе есть нереализованные возможности;
Б) нерегулярные элементы стремятся подстроиться под типовые.
5. Чем определяется динамизм языковой системы? Исключите лишнее.
А) противопоставленностью языковой традиции и живой языковой практики;
Б) противоречием между системой и структурой языка в ходе его развития;
В) наличием вариативности элементов системы языка.
6. Какой уровень не является основным уровнем языка?
А) фонологический;
Б) лексический;
В) фономорфологический;
Г) синтаксический.
7. Какая модель языка характеризуется в определении: нечетко ограниченная совокупность системно организованных разнородных единиц, объединенных общим признаком или функцией:
А) уровневая модель языка;
Б) полевая модель;
В) ассоциативно- вербальная модель.
1. Фонетика как наука изучает…
А) звуки с точки зрения их смыслоразличительной функции;
Б) акустические и артикуляционные особенности звуков, изменение
звуков в речевом потоке.
2. Элементами фонологической системы языка являются
А) аллофоны;
Б) фонемы;
В) звуки.
3. Определение фонемы как звукового типа, в котором объединяются звуки, близкие на слух и по артикуляции, принадлежит…
А) московской фонологической школе;
Б) ленинградской фонологической школе;
В) лондонской фонологической школе.
4. Фонологическое содержание фонемы – это…
А) совокупность ее постоянных признаков;
Б) совокупность ее различительных (дифференциальных) признаков;
В) совокупность переменных признаков.
5. Основные типы оппозиций фонем описал…
А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;
Б) Н.С. Трубецкой;
В) Л.В. Щерба.
6. Структура системы фонем любого языка определяется…
А) привативными, одномерными, пропорциональными оппозициями;
Б) привативными, многомерными, изолированными оппозициями.
7. Просодический уровень языка образуют…
А) ударение и интонация;
Б) ударение, интонация и чередование звуков;
В) ударение и слоги.
8. В консонантных языках преобладают…
А) гласные звуки;
Б) согласные звуки.
9. Дистрибуция – это…
А) противопоставление фонем по парам;
Б) совокупность всех возможных окружений (сочетаний), в которых
встречается фонема.
10. Согласно теории силлабофонем фонема содержит…
А) образ слога;
Б) образ звука.
1. Морфология как часть грамматики изучает…
А) систему слов;
Б) систему грамматических категорий, грамматических средств.
2. Как называется иерархическая организация слов по корневым и словообразовательным морфемам?
А) словообразовательная подсистема;
Б) словоизменительная подсистема.
3. Традиционно части речи выделяются на основании…
А) синтаксического и семантического критериев;
Б) морфологического, синтаксического и семантического критериев;
В) морфологического критерия.
А) большие группы слов по словоизменительным аффиксам;
Б) система противопоставленных друг другу грамматических форм,
выражающих общее грамматическое значение.
5. Укажите, в каком ряду приведены только примеры лексикограмматических разрядов слов:
А) вид глагола, падеж существительного, качественные и относительные прилагательные;
Б) переходные и непереходные глаголы, одушевленные и неодушевленные существительные, качественные и относительные прилагательные.
1. Укажите, какой макрокомпонент слова несет информацию о наиболее общих и существенных признаках слова:
А) денотативный;
Б) коннотативный.
2. Укажите, какой макрокомпонент несет информацию об особенностях функционирования единицы в речи:
А) коннотативный;
Б) функциональный.
3. Для обозначения звуковой оболочки слова используется термин:
А) семема;
Б) лексема.
4. Какие из признаков слова не имеют абсолютной силы, то есть действуют не во всех языках:
А) фонетическая оформленность;
Б) грамматическая оформленность;
В) наличие значения;
Г) непроницаемость;
Д) воспроизводимость в речи.
5. Внутренняя форма слова – это…
А) элемент значения, отражающий признак, который был положен в
основу наименования предмета;
Б) совокупность отражаемых словом признаков предмета.
1. В основе системной организации лексики лежит…
А) семантика слов;
Б) системность мира.
2. Системность лексики проявляется:
А) в возможности объединения слов на основе семантики в группы;
Б) в многозначности слов.
3. Какое объединение слов характеризуется в следующем определении: большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом –
идентификатором, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы:
А) тематическая группа;
Б) ассоциативная группа;
В) лексико-семантическая группа.
4. Укажите верное определение лексико-семантического поля:
А) совокупность большого числа слов разных частей речи, словосочетаний и фразеологизмов, относящихся к одной сфере действительности;
Б) совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определенным словом – стимулом;
В) совокупность большого числа слов одной или разных частей речи,
объединяемых общим понятием.
5. Системная организация лексики в целом имеет…
А) иерархическую структуру;
Б) полевую структуру.
6. В характеристике основных особенностей лексической системы языка исключите лишнее:
А) многомерность;
Б) вариативность;
В) жесткость;
Г) открытость.
1. Изучением плана выражения предложения занимается…
А) конструктивный синтаксис;
Б) коммуникативный синтаксис.
2. Структурная схема предложения – это…
А) совокупность двух словоформ, выражающих субъект и предикат
Б) совокупность всех членов предложения.
3. Структурная схема является знаком…
А) пропозиции;
Б) предикативности;
В) модальности.
5. Модальность передает…
А) соотнесенность высказывания с моментом речи;
Б) отношение сообщаемого к действительности в плане возможности
Или невозможности осуществления.
6. В аспекте плана содержания позиционная схема предложения является знаком…
А) предикативности;
Б) пропозиции
7. Как называется совокупность семантических компонентов, описывающих ситуацию, о которой говорится в предложении:
А) пропозиция;
Б) позиционная схема
8. Как называется часть предложения, содержащая новую для собеседника информацию?
А) схема;
Г) пропозиция.
9. Укажите неверное утверждение:
А) актуальное членение предложения совпадает со структурным
членением;
Б) актуальное членение предложения – это смысловое членение
предложения на известную и новую информацию.
1. Диахроническое описание языка предполагает изучение…
А) изменений языка в границах одного и того же состояния;
Б) изменений языка в разные периоды времени.
2. Что понимается в диахроническом изучении языка под дифференциацией?
А) …процесс взаимодействия между диалектами одного языка или
Б) …социально обусловленное расслоение языка;
В) …исторически обусловленный процесс дробления языка на диа-
лекты или на отдельные родственные самостоятельные языки.
3. Звуковые законы…
А) фиксируют соответствия звуков в разные периоды развития одно-
го или нескольких родственных языков;
Б) отражают чередование звуков.
4. Самые древние части речи – это…
А) имя существительное и прилагательное;
Б) имя существительное и глагол;
В) глагол и наречие.
5. Самым древним типом предложения было…
А) двусоставное;
Б) односоставное;
В) односоставное безличное предложение.
6. В древнем предложении связь между словами осуществлялась…
А) при помощи союзов;
Б) при помощи примыкания;
В) при помощи примыкания и уподобления.
7. В развитии сложного предложения большую роль сыграли…
А) причастия и причастные обороты;
Б) выделение логического субъекта и предиката.
1. Отметьте внешние (экстралингвистические) факторы развития языка:
А) контакты языков;
Б) действие аналогии;
В) языковая политика;
Г) революции, войны;
Д) миграция населения;
Е) речевая экономия.
2. Закон экономии речевых усилий состоит…
А) в стремлении человека минимизировать умственные и физические
усилия в речевой деятельности;
Б) в стремлении языка включать каждый новый факт речи в определенную систему языковых форм.
3. В чем проявляется саморазвитие языка?
А) в борьбе противоположностей;
Б) в эволюционном развитии.
4. Самой подвижной подсистемой языка, отражающей изменения в
жизни общества, является…
А) словарный состав;
Б) грамматика;
В) словообразование.
5. Почему язык перестает развиваться, «умирает»? Исключите лишнее.
А) в связи с переменами в общественной жизни;
Б) в связи с тем, что распадается общность говорящих на нем людей;
В) в связи с тем, что язык утрачивает общественные функции.
6. С чем связан прогресс в развитии языка? Исключите лишнее.
А) …с изменением его внутренней структуры;
Б) …с расширением общественных функций языка;
В) …с развитием возможностей выразить новое содержание.
1. В чем проявляется двусторонняя связь языка и общества?
А) язык – необходимое условие существования общества;
Б) развитие языка определяется обществом;
В) язык возникает только в обществе, а существование общества
обеспечивается коммуникацией на базе языка.
2. Общенациональный язык существует в нескольких формах:
А) книжная и разговорная речь;
Б) литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие;
В) научный, официально-деловой, публицистический, разговорный
3. Какой из признаков не является типичным для литературного языка:
А) устная форма существования;
Б) кодификация норм;
В) стилистическая дифференциация.
4. Литературный русский язык – это…
А) язык художественной литературы;
Б) строго нормированная форма языка;
В) книжный вариант русского языка.
5. К ненормативным формам языка относятся…
А) территориально ограниченная форма;
Б) литературный язык;
В) социальные диалекты;
Г) просторечие.
6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной
А) научная сфера;
Б) обиходно-бытовое общение;
В) публицистика.
7. Чем обусловливается социальная дифференциация языка?
А) …наличием территориальных диалектов;
Б) …социальной дифференциацией общества;
В) …языковыми контактами.
8. Каковы последствия коренных общественных изменений (война,революция) для развития языка? Исключите лишнее.
А) расширение сферы использования литературного языка;
Б) демократизация языка;
В) обновление политической лексики и фразеологии;
Г) смещение диалектных границ;
Д) языковой пуризм.
9. Как называется совокупность политических, юридических, адми-
нистративных и экономических мер, предпринимаемых государством для
целенаправленного развития языка?
А) языковая политика;
Б) языковая ситуация.
Ключ к тестам
Тест № 1: 1б, 2б, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б. Тест № 2: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в. Тест № 3:
1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в. Тест № 4: 1а, 2в, 3а, 4а, б,г; 5а. Тест № 5: 1в, 2б, 3б,
4б, 5а, 6б. Тест № 6: 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6а. Тест № 7: 1б; 2: 1)б; 2)б; 3)б; 3б,
4б, 5в, 6в, 7б. Тест № 8: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9б,10а. Тест № 9: 1б,
2а,3б, 4б, 5б. Тест № 10: 1а, 2б, 3б, 4б, г; 5а. Тест № 11: 1а, 2а, 3в, 4в, 5б,
6в. Тест № 12: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а, 6б, 7а, 8в, 9а. Тест № 13: 1б, 2в, 3а, 4б,
5в, 6в, 7а. Тест № 14: 1а, в, г, д; 2а, 3а, 4а, 5а, 6а. Тест № 15: 1в, 2б, 3а, 4б,
Основная литература
1. Попова З.Д. Общее языкознание: учеб. пособие / З.Д. Попова,
И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2007. – 408 с.
2. Введение в языкознание: курс лекций – Воронеж: Истоки, 2004. – 154 с.
3. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: учеб. пособие / сост.
О.Н. Чарыкова. – Воронеж: Истоки, 2008. – 58 с.
4. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 1: Общие проблемы языка: учеб.-метод.
пособие / сост. Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
2004. – 36 с.
5. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 2: Система языка: учеб.-метод. пособие / сост.
Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44с.
Дополнительная литература
1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов,
К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2002. – 256 с.
2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типоло-
гия языков: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. – 2-изд. – М. : Флинта:
Наука, 2001. – 312 с.
3. Стернин И.А. Язык и мышление: учеб.-метод. пособие / И.А. Стернин. –
Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 23 с.
Языкознание, языковедение, лингвистика - это все синонимичные названия одной и той же научной дисциплины. Языкознание - это наука изучающая языки, существующие, когда-либо существовавшие или могущие возникнуть в будущем, а тем самым человеческий язык вообще. Языкознание входит в состав филологии, которая изучает литературные и исторические памятники прошлого. Филология вышла из недр философии и само языкознание стало наукой только в 19 веке Основной характеристикой языкознания является то, что эта наука социальная. Языкознание связано с историей (любая историческая эпоха запечатлевается в языке), с литературой (любой текст создается с помощью языка), с психологией (состояние центрально-нервной системы связано с языком) с физиологией (человеческие органы участвуют в произношении слов), с археологией (изучает древнейшую историю по предметам быта), с географией (язык имеет диалекты), с философией.
2. Общее и частное языкознание.
Общее языкознание изучает особенности языка человека, законы его строения,функционирования и развития, т.е такие факты языка, которые свойственны всем языкам мира – т.е языковые универсалии(звуки, слоги, части речи) Частное яз. – занимается отдельными проблемами языка или группы родственных языков (например:Славянская,Германская.) Частное делится на описательное и историческое Описательное – изучает состояние языка на данном этапе его развития Историческое - изучает язык в его историческом развитии.
3. Язык как общественное явление.
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива. Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество - это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей.
4. Основные функции языка.
Коммутативность-дает возможность людям понять друг друга,наладить совместную работу во всех сферах человеческой жизни.Благодаря этому возможно продвижение вперед и дальнейшее развитие человеческого общества
Экспресивная функция(выражение)-благодаря этой функции человек может оформлять и выражать свои мысли.Пока мысль не выражена с помощью языка-она остается мыслью в себе и не является достоянием окружающих
Эмотивная функция выражения,эмоций.С помощью нее можно выразить свое отношение к тому,о чем мы говорим.
5. Вторичные функции языка.
Изобразительная функция - с помощью нее можно достаточно ярко охарактеризовать предмет речи, рассказать о человеке, нарисовать «картину»
Эстетическая -способность поведения рисовать картины прекрасного в мыслях и чувствах. Вызывает эстетическое наслаждение
Педагогическая -в процессе освоения языка происходит становление человека, через язык человек усваивает нормы поведения,морали,принципы жизни, представление о добре и зле. Благодаря этому осуществляется воспитание человека
Аккумулятивная -в процессе своего развития и становления человек приобретает опыт, но в тоже время он должен изучать и осваивать опыт предыдущих поколений, осмысливать его и использовать для дальнейшего продвижения
Функция социально-психологического воздействия – с помощью нее можно организовать на различные поступки, действия, а можно дезорганизовать
Дидактическая единица: «языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм»
1. международным |
2. естественным |
3. искусственным |