Меню
Бесплатно
Главная  /  ПК и сотовые  /  Тесты по дисциплине теория языка. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание. Английский язык относится к числу

Тесты по дисциплине теория языка. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание. Английский язык относится к числу

Предмет: Общее языкознание

Раздел 1. История языкознания

Тема 1. Введение

1. Функцией языка, осуществляющей воздействие на адресата, является

J когнитивная

J коммуникативная

R апеллятивная

J метаязыковая

2. Изучает язык с разных сторон

R лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

J психология

J философия

3. Рассматривает язык как средство выражения содержания произведения

J лингвистика

R литературоведение

J история

J логика

J психология

J философия

4. Видит в языке формы выражения единиц мышления

J лингвистика

J литературоведение

J история

R логика

J психология

J философия

5. Вопросы порождения и восприятия речи изучает

J лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

R психология

J философия

6. Создаёт общую методологию исследования языка

J лингвистика

J литературоведение

J история

J логика

J психология

R философия

7. С точки зрения структуры языкознание делится на

8. С точки зрения конкретных языков языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

R русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

9. С точки зрения функционирования и социального варьирования языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

R диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

10. С точки зрения методологии и методики описания языка языкознание делится на

J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.

J русистику, германистику, романистику и т.д.

J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.

R психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.

Тема 2. Лингвистические учения в древнем мире

11. Создание справочников по различным отраслям науки характерно прежде всего для

R древнего Египта

J древней Индии

J древнего Китая

J древней Греции

12. Грамматика Панини была создана в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

J древнем Риме

13. Понятие нулевой морфемы появилось в

R древней Индии

J древнем Китае

J древней Греции

J древнем Риме

14. Теория частей речи зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

15. Диалог «Кратил» был создан в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

16. Риторика как наука зародилась в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

17. Грамматическое учение зародилось в

J древней Индии

J древнем Китае

R древней Греции

J древнем Риме

Тема 3. Лингвистические идеи Средних веков и эпохи Возрождения

18. Спор номиналистов и реалистов в Средние века способствовал разработке проблем

R языкового значения

J фонетических законов

J теории частей речи

J синтаксиса

19. Арабское языкознание Средних веков использовало результаты

R индийской лингвистической традиции

J китайской лингвистической традиции

J японской лингвистической традиции

J еврейской лингвистической традиции

20. Впервые в истории культуры Нового времени вопрос о народном и литературном языках был поставлен

J во Франции

J в Германии

R в Италии

J в России

Тема 4. Языкознание XVII XVIII веков

J Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер

R А.Арно и К.Лансло

J А.Арно и П.Николь

J И.Гердер и А.Арно

R И.Ю.Скалигер

J И.Гердер

J М.В.Ломоносов

J Г.В.Лейбниц

23. Сторонником фонетического принципа русской орфографии являлся

J М.В.Ломоносов

R В.К.Тредиаковский

J М.Смотрицкий

J А.Х.Востоков

24. Выступил с идеей создания универсального средства общения на основе средств, выступающих в функции естественного языка,

R Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

25. Предложил идею создания философского языка на основе небольшого числа элементарных единиц

J Ф.Бэкон

R Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

26. Пытался понять сущность человеческого мышления через исследование языка

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

27. Толчок развитию символической логики дали идеи

J Ф.Бэкона

J Р.Декарта

R Г.В.Лейбница

J М.В.Ломоносова

28. Задачу сравнения всех современных языков мира между собой, а также с их более ранними формами впервые выдвинул

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

29. На родство между славянскими языками, а также между русским, латышским, греческим, латинским и немецким впервые указал

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

R М.В.Ломоносов

30. Впервые о родстве санскрита с греческим и латинским языками заявил

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

R У.Джоунз

Тема 5. Языкознание XIX века

31. У истоков сравнительно-исторического языкознания не стоял

J Р.К.Раск

J А.Х.Востоков

J Я.Гримм

R А.Шлейхер

32. Идею о том, что в основе всех европейских языков лежали четыре «языка-матери» предложил

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

R И.Скалигер

33. Разделил все языки мира на арамейские и скифские группы

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

R Г.В.Лейбниц

J М.В.Ломоносов

34. Установил, что все славянские языки происходят от общеславянского,

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

R М.В.Ломоносов

35. М.В.Ломоносов сравнивал языки преимущественно на материале

J существительных

J глаголов

J местоимений

R числительных

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J У.Джоунз

R Ф.Шлегель

37. Термин «индогерманские языки» ввёл в научный оборот

J Ф.Бэкон

J Р.Декарт

J Г.В.Лейбниц

J У.Джоунз

R Ф.Шлегель

R Р.К.Раск

J Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

J Я.Гримм

R А.Х.Востоков

42. Задачу раскрыть тайну происхождения флексии ставил

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

43. Ф.Бопп в своих исследованиях основное внимание уделял

J фонетике

J лексике

R морфологии

J синтаксису

J Р.К.Раск

R Ф.Бопп

J Я.Гримм

J А.Х.Востоков

45. Три ступени развития человеческого языка: создания, расцвета флексии и стремления к ясности выделил

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

46. Закон передвижения согласных предложил

J Р.К.Раск

J Ф.Бопп

R Я.Гримм

J А.Х.Востоков

47. Основателем научной этимологии считается

R А.Ф.Потт

J Г.Курциус

J А.Кун

J А.Шлейхер

48. Основоположником лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии является

J А.Ф.Потт

J Г.Курциус

R А.Кун

J А.Шлейхер

Тема 6. Вильгельм фон Гумбольдт – основатель теоретического языкознания

49. Возникновение понятия «внутренняя форма» связано с именем

J Ф.Боппа

R В. фон Гумбольдта

J Ф. де Соссюра

J А.Шлейхера

50. Стремление духа человека освободиться от языка – это, по В. фон Гумбольдту, антиномия

R неразрывного единства и противоречивости языка и мышления

J языка и речи

J речи и понимания

J коллективного и индивидуального в языке

Тема 7. Натуралистическая концепция языка

51. Теория «родословного дерева» была предложена

R А.Шлейхером

J И.Шмидтом

J А.Ф.Поттом

J Г.Курциусом

R А.Шлейхер

J И.Шмидт

J А.Ф.Потт

J Г.Курциус

Тема 8. Логическая концепция языка

53. В XIX веке крупнейшим представителем логического направления в языкознании России был

R Ф.И.Буслаев

J В.И.Даль

J Н.А.Добролюбов

J И.И.Срезневский

Тема 9. Психологическая концепция языка

54. Представителем психологического направления в языкознании являлся

R А.А.Потебня

J Ф.И.Буслаев

J А.А.Шахматов

J А.М.Пешковский

55. К психологическому направлению в языкознании относилась

J Московская лингвистическая школа

R Харьковская лингвистическая школа

J Казанская лингвистическая школа

J Пражская лингвистическая школа

Тема 10. Эстетическая концепция языка

56. Сделал упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции

J А.Шлейхер

R К.Фосслер

J Г.Шухардт

J Р.Мерингер

Тема 11. Младограмматизм

57. В центре учения лежит понятие грамматической формы у

J представителей Казанской лингвистической школы

J представителей Пражской лингвистической школы

R представителей Московской лингвистической школы

J представителей Копенгагенской лингвистической школы

58. Теория фонемы разрабатывалась в

J Петербургской лингвистической школе

J Харьковской лингвистической школе

59. Основателем Московской лингвистической школы был

R Ф.Ф.Фортунатов

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

J Л.В.Щерба

J А.М.Пешковский

60. Представители Лейпцигской лингвистической школы относились к

R младограмматическому направлению в языкознании

J психологическому направлению в языкознании

J структурной лингвистике

J логическому направлению в языкознании

Тема 12. Языкознание конца XIX – начала ХХ веков

61. Теория фонемы была разработана в

J Московской лингвистической школе

R Казанской лингвистической школе

J Лейпцигской лингвистической школе

J Лондонской лингвистической школе

Тема 13. Лингвистика ХХ века. Структурализм Фердинанда де Соссюра

62. Термины «фигура, детерминация, констелляция» используются в

J функциональной лингвистике

J дескриптивной лингвистике

R глоссематике

J порождающей грамматике

63. Основателем Пражской лингвистической школы является

J А.Мартине

J А.Мейе

R В.Матезиус

J Н.С.Трубецкой

64. Не относится к структуралистическим

R Московская школа языкознания

J Копенгагенская школа языкознания

J Пражская школа языкознания

J Американская лингвистика

65. Франц Боас, Эдуард Сепир, Леонард Блумфилд были основоположниками

R дескриптивной лингвистики

J психолингвистики

J функциональной лингвистики

J социолингвистики

66. Порождающая семантика активно разрабатывается главным образом

R в США

J в России

J во Франции

J в Германии

67. Главную цель раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов языка ставило

R структурное направление языкознания

J психологическое направление языкознания

J логическое направление языкознания

J ареальное направление языкознания

68. Основные принципы функциональной лингвистики были сформулированы

J Р.О.Якобсоном

J Н.С.Трубецким

J С.О.Карцевским

R В.Матезиусом

Тема 14. Отечественное языкознание 20-90-х годов ХХ века

69. Основателем яфетической теории был

R Н.Я.Марр

J Е.Д.Поливанов

J И.И.Мещанинов

J В.В.Виноградов

Раздел 2. Теория языка

Тема 15. Природа и сущность языка

70. Основной функцией языка является

R коммуникативная

J метаязыковая

J когнитивная

J эмоциональная

71. Воздействие на человека с помощью языка – это

R коммуникативная функция языка

J метаязыковая функция языка

J когнитивная функция языка

J эмоциональная функция языка

72. Гипотеза, согласно которой язык возник на определённой стадии развития общества в связи с необходимостью процесса коммуникации, называется

J логосической

J звукоподражательной

J междометной

R социальной

Тема 16. Знаковость языка

73. Свойством языкового знака не является

J немотивированность звуковой стороны по отношению к реальным вещам

J способность вступать в линейные отношения с другими знаками

J изменчивость во времени при изменении условий его применения

R непосредственное отображение реальных вещей

74. По способу знакообразования знаки делятся на

75. По законченности/незаконченности процесса порождения знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

R знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

76. По соотнесённости/несоотнесённости с актом речи знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

R знаки потенциальные и знаки актуальные

J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

77. По совокупности основных признаков знаки делятся на

J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания

J знаки полные и знаки неполные

J знаки потенциальные и знаки актуальные

R знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные

78. Имена собственные как языковые знаки являются

J характеризующими

R идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

J связочными

J заместительными

79. Имена числительные как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

R квантитативными

J дейктическими

J связочными

J заместительными

80. Личные местоимения как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

R дейктическими

J связочными

J заместительными

81. Предлоги как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

R связочными

J заместительными

82. Союзы как языковые знаки являются

J характеризующими

J идентифицирующими

J квантитативными

J дейктическими

R связочными

J заместительными

83. Являются частью того предмета или явления, которое люди воспринимают и изучают

R знаки-признаки

J знаки-сигналы

J знаки-символы

J знаки-субституты

84. Немотивированные звуковые, зрительные или иные условные знаки, передающие информацию, – это

J знаки-признаки

R знаки-сигналы

J знаки-символы

J знаки-субституты

85. Наглядно мотивированными условными знаками, передающими информацию, являются

J знаки-признаки

J знаки-сигналы

R знаки-символы

J знаки-субституты

86. Вторичные знаки, которые замещают не предметы, а первичные знаки, называются

J знаки-признаки

J знаки-сигналы

J знаки-символы

R знаки-субституты

Тема 17. Язык как система

87. Парадигматические отношения между единицами языка – это

88. Синтагматические отношения между единицами языка – это

R способность элементов сочетаться между собой

J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей

J отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка

J способность языковых элементов замещать друг друга

89. Языковая система состоит из более частных систем, которые называются

R уровнями

J структурами

J сегментами

J компонентами

90. Частные системы, из которых состоит язык, называются

J структурами

R уровнями

J сегментами

J компонентами

91. К основным уровням языка не относится

J фонетический

J морфемный

J лексический

R морфонологический

J синтаксический

Тема 18. Язык и речь

92. Понятие языка и речи разграничил

R Ф. де Соссюр

J Л.В.Щерба

J Ф.Ф.Фортунатов

J И.А.Бодуэн де Куртенэ

Тема 19. Язык и общество

93. Соотношение языка и общества изучается в

R социолингвистике

J психолингвистике

J ареальной лингвистике

J контрастивной лингвистике

94. Социальные изменения непосредственно отражаются в

R лексике

J фонетике

J морфологии

J синтаксисе

95. В сферу языковой политики не входит

J создание алфавита

J кодификация языка

J орфографическая реформа

J пунктуационная реформа

R территориальное расслоение языка

Тема 20. Язык и мышление

96. Соотношение языка и мышления изучается в

J социолингвистике

R психолингвистике

J нейролингвистике

J психосемантике

Тема 21. Фонетика

97. Признаком фонемы не является

J фонема как абстрактная единица языка противопоставляется звуку как конкретной единице

J фонема – это единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц

J аллофоны одной фонемы образуют область её реализации

R фонема – это конкретная единица речевого потока

Тема 22. Лексикология

98. Основной номинативной единицей языка является

J фонема

J морфема

R слово

J словосочетание

Тема 23. Словообразование и грамматика

99. Обладает общекатегориальным значением прономинальности

R местоимение

J наречие

J модальное слово

Тема 24. Социально-функциональная структура языков

100. Высшей формой общенародного языка является

J язык художественной литературы

R литературный язык

J просторечие

J диалект

Тема 25. Классификация языков и методы их исследования

101. Санскрит входит в

R индийскую группу индоевропейской семьи языков

J иранскую группу индоевропейской семьи языков

J греческую группу индоевропейской семьи языков

J германскую группу индоевропейской семьи языков

102. Социологическая классификация языков – это

J

J

J

R

103. Генеалогическая классификация языков – это

R изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними

J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J установление типа языков по его структуре

J определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе

104. Морфологическая классификация языков

J определяет тип языков исходя из выполняемой ими функции в обществе

J группирует языки мира на основании определения родственных связей между ними

R устанавливает сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры

J устанавливает тип языка в зависимости от степени родства

105. Ностратическая макросемья не объединяет

J картвельские и уральские языки

J дравидийские и алтайские языки

J афразийские и индоевропейские языки

R индоевропейские и сино-тибетские языки

106. Аморфные языки – это языки,

J

J

R

J

107. Флективные языки – это языки,

R которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

J в которых аффиксы являются однофункциональными

108. Аналитические языки – это языки,

J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений

J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов

R в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения

J которым присуще словоизменение посредством форм самого слова

109. Полисинтетические языки – это то же, что

J аналитические языки

J флективные языки

R инкорпорирующие языки

J аморфные языки

110. Инкорпорирующие языки – это то же, что

R полисинтетические языки

J аналитические языки

J флективные языки

J агглютинативные языки

111. Славянские языки, входящие в индоевропейскую семью, не образуют подгруппу

R северную

J южную

J западную

J восточную

112. Французский язык относится к

J германской ветви индоевропейской семьи

R романской ветви индоевропейской семьи

J славянской ветви индоевропейской семьи

J иранской ветви индоевропейской семьи

Тема 26. Письмо

113. Передаёт звуковой облик слова

R фонографическое письмо

J идеографическое письмо

J пиктографическое письмо

J клинописное письмо

Раздел 3. Методология

Тема 27. Методы исследования языка

114. Приём внутренней реконструкции является частью

J типологического метода

J описательного метода

R сравнительно-исторического метода

J ареального метода

115. Изучает географическое распространение тех или иных языковых явлений

R ареальная лингвистика

J компаративистика

J типологическое языкознание

J сопоставительное языкознание

Контрольные тесты

1. Общее языкознание изучает:

А) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;

Б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:

А) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;

Б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:

А) социолингвистика;

Б) синтаксис;

В) психолингвистика.

4. Когнитивная лингвистика изучает…

А) процессы порождения и восприятия речи;

Б) взаимодействие языка и культуры;

В) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел

А) интралингвистика;

Б) компаративистика;

В) экстралингвистика.

6. Языкознание относится к числу…

А) гуманитарных, общественных наук;

Б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…

А) сопоставительное языкознание;

Б) сравнительно-историческое языкознание;

В) когнитивная лингвистика.

1. Язык по своей сущности явление…

А) биологическое;

Б) социальное;

В) психическое.

2. Укажите неверное утверждение:

А) физические признаки человека не имеют отношения к языку;

Б) существование и развитие языка подчинено законам природы;

В) язык возникает и развивается только в коллективе людей.

3. Сущность языка проявляется в его свойствах:

А) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;

Б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.

4. Основная функция языка:

А) регулятивная;

Б) контактная;

В) коммуникативная.

5. Функция использования языка как средства влияния на психику

другого человека называется…

А) символической;

Б) регулятивной;

В) суггестивной.

1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Ф. де Соссюр;

В) В. фон Гумбольдт.

2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется…

В) текст.

3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:

А) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;

Б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.

4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:

А) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;

Б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.

5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется…

А) речевой деятельностью;

Б) языковой способностью;

В) языковой компетенцией.

6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность?

А) …в языковой системе и речи;

Б) …в говорении и понимании;

В) …в языковой системе, речи и тексте.

1. Язык животных…

А) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;

Б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.

2. Искусственные языки создаются для того чтобы…

А) обеспечить приспособление к окружающей среде;

Б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;

В) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.

3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто…

А) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;

Б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.

4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:

А) дактилология;

Б) жестовая речь;

В) азбука Морзе;

Г) азбука Брайля.

5. К системе условных сигналов относятся:

А) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;

Б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.

1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это…

А) высшая форма отражения действительности;

Б) субъективная реальность;

В) объективная реальность.

2. Согласно теории вербальности мышления…

А) язык является материальной опорой мышления;

Б) мышление не связано с речедвигательным кодом.

3. Укажите неверное утверждение:

А) УПК имеет сенсорную природу;

Б) УПК содержит признаки словесного языка.

4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление?

А) Ф. де Соссюром;

Б) В. фон Гумбольдтом;

В) Э. Сепиром.

5. По теории языковой относительности…

А) каждому языку соответствует своя логика мышления;

Б) развитие языка определяется обществом.

6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в

единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;

Б) языковая картина мира.

1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это…

А) двусторонняя психическая сущность;

Б) односторонняя сущность.

2.Семиотика – это наука…

А) о знаковых системах в природе и обществе;

Б) специфике языковых знаков.

3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:

А) имеет идеальный характер;

Б) не связан с обозначаемым предметом причинной связью

В) обозначает нечто, находящееся вне него.

4. Согласно унилатеральной концепции знака

А) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;

Б) значение входит в знак.

5. Между планом выражения системы языка и планом содержания существует

А) полное соответствие;

Б) асимметричное соотношение.

6. Укажите верное утверждение:

А) семиотика раскрывает один из аспектов языка – знаковый;

Б) языковой знак не отличается от множества других знаков.

1. Укажите неверное утверждение: Система – это…

А) сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и выполняющее единую функцию;

Б) совокупность связей и отношений между элементами.

2. В системе языка:

1) отношения иерархии отражают…

А) противопоставление единиц;

Б) вхождение простых единиц в более сложные, зависимость одних единиц от других;

2) в системе языка парадигматические отношения – это

А) отношения единиц, расположенных линейно, в высказывании;

Б) отношения в группе, образованной из единиц, имеющих сходства и

различия;

3) отношения мотивации отражают…

А) связь плана выражения и плана содержания;

Б) связь новой, производной единицы языка с исходной единицей.

3. Почему язык представляет собой гетерогенную систему? Исключите лишнее.

А) его образуют однородные элементы;

Б) его образуют неоднородные элементы;

В) в нем есть нерегулярные элементы.

4. Давление системы проявляется в том, что…

А) в системе есть нереализованные возможности;

Б) нерегулярные элементы стремятся подстроиться под типовые.

5. Чем определяется динамизм языковой системы? Исключите лишнее.

А) противопоставленностью языковой традиции и живой языковой практики;

Б) противоречием между системой и структурой языка в ходе его развития;

В) наличием вариативности элементов системы языка.

6. Какой уровень не является основным уровнем языка?

А) фонологический;

Б) лексический;

В) фономорфологический;

Г) синтаксический.

7. Какая модель языка характеризуется в определении: нечетко ограниченная совокупность системно организованных разнородных единиц, объединенных общим признаком или функцией:

А) уровневая модель языка;

Б) полевая модель;

В) ассоциативно- вербальная модель.

1. Фонетика как наука изучает…

А) звуки с точки зрения их смыслоразличительной функции;

Б) акустические и артикуляционные особенности звуков, изменение

звуков в речевом потоке.

2. Элементами фонологической системы языка являются

А) аллофоны;

Б) фонемы;

В) звуки.

3. Определение фонемы как звукового типа, в котором объединяются звуки, близкие на слух и по артикуляции, принадлежит…

А) московской фонологической школе;

Б) ленинградской фонологической школе;

В) лондонской фонологической школе.

4. Фонологическое содержание фонемы – это…

А) совокупность ее постоянных признаков;

Б) совокупность ее различительных (дифференциальных) признаков;

В) совокупность переменных признаков.

5. Основные типы оппозиций фонем описал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Н.С. Трубецкой;

В) Л.В. Щерба.

6. Структура системы фонем любого языка определяется…

А) привативными, одномерными, пропорциональными оппозициями;

Б) привативными, многомерными, изолированными оппозициями.

7. Просодический уровень языка образуют…

А) ударение и интонация;

Б) ударение, интонация и чередование звуков;

В) ударение и слоги.

8. В консонантных языках преобладают…

А) гласные звуки;

Б) согласные звуки.

9. Дистрибуция – это…

А) противопоставление фонем по парам;

Б) совокупность всех возможных окружений (сочетаний), в которых

встречается фонема.

10. Согласно теории силлабофонем фонема содержит…

А) образ слога;

Б) образ звука.

1. Морфология как часть грамматики изучает…

А) систему слов;

Б) систему грамматических категорий, грамматических средств.

2. Как называется иерархическая организация слов по корневым и словообразовательным морфемам?

А) словообразовательная подсистема;

Б) словоизменительная подсистема.

3. Традиционно части речи выделяются на основании…

А) синтаксического и семантического критериев;

Б) морфологического, синтаксического и семантического критериев;

В) морфологического критерия.

А) большие группы слов по словоизменительным аффиксам;

Б) система противопоставленных друг другу грамматических форм,

выражающих общее грамматическое значение.

5. Укажите, в каком ряду приведены только примеры лексикограмматических разрядов слов:

А) вид глагола, падеж существительного, качественные и относительные прилагательные;

Б) переходные и непереходные глаголы, одушевленные и неодушевленные существительные, качественные и относительные прилагательные.

1. Укажите, какой макрокомпонент слова несет информацию о наиболее общих и существенных признаках слова:

А) денотативный;

Б) коннотативный.

2. Укажите, какой макрокомпонент несет информацию об особенностях функционирования единицы в речи:

А) коннотативный;

Б) функциональный.

3. Для обозначения звуковой оболочки слова используется термин:

А) семема;

Б) лексема.

4. Какие из признаков слова не имеют абсолютной силы, то есть действуют не во всех языках:

А) фонетическая оформленность;

Б) грамматическая оформленность;

В) наличие значения;

Г) непроницаемость;

Д) воспроизводимость в речи.

5. Внутренняя форма слова – это…

А) элемент значения, отражающий признак, который был положен в

основу наименования предмета;

Б) совокупность отражаемых словом признаков предмета.

1. В основе системной организации лексики лежит…

А) семантика слов;

Б) системность мира.

2. Системность лексики проявляется:

А) в возможности объединения слов на основе семантики в группы;

Б) в многозначности слов.

3. Какое объединение слов характеризуется в следующем определении: большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом –

идентификатором, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы:

А) тематическая группа;

Б) ассоциативная группа;

В) лексико-семантическая группа.

4. Укажите верное определение лексико-семантического поля:

А) совокупность большого числа слов разных частей речи, словосочетаний и фразеологизмов, относящихся к одной сфере действительности;

Б) совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определенным словом – стимулом;

В) совокупность большого числа слов одной или разных частей речи,

объединяемых общим понятием.

5. Системная организация лексики в целом имеет…

А) иерархическую структуру;

Б) полевую структуру.

6. В характеристике основных особенностей лексической системы языка исключите лишнее:

А) многомерность;

Б) вариативность;

В) жесткость;

Г) открытость.

1. Изучением плана выражения предложения занимается…

А) конструктивный синтаксис;

Б) коммуникативный синтаксис.

2. Структурная схема предложения – это…

А) совокупность двух словоформ, выражающих субъект и предикат

Б) совокупность всех членов предложения.

3. Структурная схема является знаком…

А) пропозиции;

Б) предикативности;

В) модальности.

5. Модальность передает…

А) соотнесенность высказывания с моментом речи;

Б) отношение сообщаемого к действительности в плане возможности

Или невозможности осуществления.

6. В аспекте плана содержания позиционная схема предложения является знаком…

А) предикативности;

Б) пропозиции

7. Как называется совокупность семантических компонентов, описывающих ситуацию, о которой говорится в предложении:

А) пропозиция;

Б) позиционная схема

8. Как называется часть предложения, содержащая новую для собеседника информацию?

А) схема;

Г) пропозиция.

9. Укажите неверное утверждение:

А) актуальное членение предложения совпадает со структурным

членением;

Б) актуальное членение предложения – это смысловое членение

предложения на известную и новую информацию.

1. Диахроническое описание языка предполагает изучение…

А) изменений языка в границах одного и того же состояния;

Б) изменений языка в разные периоды времени.

2. Что понимается в диахроническом изучении языка под дифференциацией?

А) …процесс взаимодействия между диалектами одного языка или

Б) …социально обусловленное расслоение языка;

В) …исторически обусловленный процесс дробления языка на диа-

лекты или на отдельные родственные самостоятельные языки.

3. Звуковые законы…

А) фиксируют соответствия звуков в разные периоды развития одно-

го или нескольких родственных языков;

Б) отражают чередование звуков.

4. Самые древние части речи – это…

А) имя существительное и прилагательное;

Б) имя существительное и глагол;

В) глагол и наречие.

5. Самым древним типом предложения было…

А) двусоставное;

Б) односоставное;

В) односоставное безличное предложение.

6. В древнем предложении связь между словами осуществлялась…

А) при помощи союзов;

Б) при помощи примыкания;

В) при помощи примыкания и уподобления.

7. В развитии сложного предложения большую роль сыграли…

А) причастия и причастные обороты;

Б) выделение логического субъекта и предиката.

1. Отметьте внешние (экстралингвистические) факторы развития языка:

А) контакты языков;

Б) действие аналогии;

В) языковая политика;

Г) революции, войны;

Д) миграция населения;

Е) речевая экономия.

2. Закон экономии речевых усилий состоит…

А) в стремлении человека минимизировать умственные и физические

усилия в речевой деятельности;

Б) в стремлении языка включать каждый новый факт речи в определенную систему языковых форм.

3. В чем проявляется саморазвитие языка?

А) в борьбе противоположностей;

Б) в эволюционном развитии.

4. Самой подвижной подсистемой языка, отражающей изменения в

жизни общества, является…

А) словарный состав;

Б) грамматика;

В) словообразование.

5. Почему язык перестает развиваться, «умирает»? Исключите лишнее.

А) в связи с переменами в общественной жизни;

Б) в связи с тем, что распадается общность говорящих на нем людей;

В) в связи с тем, что язык утрачивает общественные функции.

6. С чем связан прогресс в развитии языка? Исключите лишнее.

А) …с изменением его внутренней структуры;

Б) …с расширением общественных функций языка;

В) …с развитием возможностей выразить новое содержание.

1. В чем проявляется двусторонняя связь языка и общества?

А) язык – необходимое условие существования общества;

Б) развитие языка определяется обществом;

В) язык возникает только в обществе, а существование общества

обеспечивается коммуникацией на базе языка.

2. Общенациональный язык существует в нескольких формах:

А) книжная и разговорная речь;

Б) литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие;

В) научный, официально-деловой, публицистический, разговорный

3. Какой из признаков не является типичным для литературного языка:

А) устная форма существования;

Б) кодификация норм;

В) стилистическая дифференциация.

4. Литературный русский язык – это…

А) язык художественной литературы;

Б) строго нормированная форма языка;

В) книжный вариант русского языка.

5. К ненормативным формам языка относятся…

А) территориально ограниченная форма;

Б) литературный язык;

В) социальные диалекты;

Г) просторечие.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной

А) научная сфера;

Б) обиходно-бытовое общение;

В) публицистика.

7. Чем обусловливается социальная дифференциация языка?

А) …наличием территориальных диалектов;

Б) …социальной дифференциацией общества;

В) …языковыми контактами.

8. Каковы последствия коренных общественных изменений (война,революция) для развития языка? Исключите лишнее.

А) расширение сферы использования литературного языка;

Б) демократизация языка;

В) обновление политической лексики и фразеологии;

Г) смещение диалектных границ;

Д) языковой пуризм.

9. Как называется совокупность политических, юридических, адми-

нистративных и экономических мер, предпринимаемых государством для

целенаправленного развития языка?

А) языковая политика;

Б) языковая ситуация.

Ключ к тестам

Тест № 1: 1б, 2б, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б. Тест № 2: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в. Тест № 3:

1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в. Тест № 4: 1а, 2в, 3а, 4а, б,г; 5а. Тест № 5: 1в, 2б, 3б,

4б, 5а, 6б. Тест № 6: 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6а. Тест № 7: 1б; 2: 1)б; 2)б; 3)б; 3б,

4б, 5в, 6в, 7б. Тест № 8: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9б,10а. Тест № 9: 1б,

2а,3б, 4б, 5б. Тест № 10: 1а, 2б, 3б, 4б, г; 5а. Тест № 11: 1а, 2а, 3в, 4в, 5б,

6в. Тест № 12: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а, 6б, 7а, 8в, 9а. Тест № 13: 1б, 2в, 3а, 4б,

5в, 6в, 7а. Тест № 14: 1а, в, г, д; 2а, 3а, 4а, 5а, 6а. Тест № 15: 1в, 2б, 3а, 4б,

Основная литература

1. Попова З.Д. Общее языкознание: учеб. пособие / З.Д. Попова,

И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2007. – 408 с.

2. Введение в языкознание: курс лекций – Воронеж: Истоки, 2004. – 154 с.

3. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: учеб. пособие / сост.

О.Н. Чарыкова. – Воронеж: Истоки, 2008. – 58 с.

4. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 1: Общие проблемы языка: учеб.-метод.

пособие / сост. Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,

2004. – 36 с.

5. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 2: Система языка: учеб.-метод. пособие / сост.

Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44с.

Дополнительная литература

1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов,

К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2002. – 256 с.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типоло-

гия языков: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. – 2-изд. – М. : Флинта:

Наука, 2001. – 312 с.

3. Стернин И.А. Язык и мышление: учеб.-метод. пособие / И.А. Стернин. –

Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 23 с.

Языкознание, языковедение, лингвистика - это все синонимичные названия одной и той же научной дисциплины. Языкознание - это наука изучающая языки, существующие, когда-либо существовавшие или могущие возникнуть в будущем, а тем самым человеческий язык вообще. Языкознание входит в состав филологии, которая изучает литературные и исторические памятники прошлого. Филология вышла из недр философии и само языкознание стало наукой только в 19 веке Основной характеристикой языкознания является то, что эта наука социальная. Языкознание связано с историей (любая историческая эпоха запечатлевается в языке), с литературой (любой текст создается с помощью языка), с психологией (состояние центрально-нервной системы связано с языком) с физиологией (человеческие органы участвуют в произношении слов), с археологией (изучает древнейшую историю по предметам быта), с географией (язык имеет диалекты), с философией.

2. Общее и частное языкознание.

Общее языкознание изучает особенности языка человека, законы его строения,функционирования и развития, т.е такие факты языка, которые свойственны всем языкам мира – т.е языковые универсалии(звуки, слоги, части речи) Частное яз. – занимается отдельными проблемами языка или группы родственных языков (например:Славянская,Германская.) Частное делится на описательное и историческое Описательное – изучает состояние языка на данном этапе его развития Историческое - изучает язык в его историческом развитии.

3. Язык как общественное явление.

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива. Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество - это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей.

4. Основные функции языка.

Коммутативность-дает возможность людям понять друг друга,наладить совместную работу во всех сферах человеческой жизни.Благодаря этому возможно продвижение вперед и дальнейшее развитие человеческого общества

Экспресивная функция(выражение)-благодаря этой функции человек может оформлять и выражать свои мысли.Пока мысль не выражена с помощью языка-она остается мыслью в себе и не является достоянием окружающих

Эмотивная функция выражения,эмоций.С помощью нее можно выразить свое отношение к тому,о чем мы говорим.

5. Вторичные функции языка.

Изобразительная функция - с помощью нее можно достаточно ярко охарактеризовать предмет речи, рассказать о человеке, нарисовать «картину»

Эстетическая -способность поведения рисовать картины прекрасного в мыслях и чувствах. Вызывает эстетическое наслаждение

Педагогическая -в процессе освоения языка происходит становление человека, через язык человек усваивает нормы поведения,морали,принципы жизни, представление о добре и зле. Благодаря этому осуществляется воспитание человека

Аккумулятивная -в процессе своего развития и становления человек приобретает опыт, но в тоже время он должен изучать и осваивать опыт предыдущих поколений, осмысливать его и использовать для дальнейшего продвижения

Функция социально-психологического воздействия – с помощью нее можно организовать на различные поступки, действия, а можно дезорганизовать

Дидактическая единица: «языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм»

№ 1 Shortanswer Как называются изменения, связанные с серьезными перерождениями в структуре языка-победителя, когда носители побежденного языка вносят в принятый ими язык свой «акцент»? субстрат № 2 Multipleselection Какие факты не следует смешивать с явлениями скрещения (смешивания) языков? 1,2 № 3 Singleselection Что представляет собой влияние субстрата? № 4 Singleselection Какой фонд лексики изменяется медленнее в диахроническом аспекте? № 5 Singleselection К какому пласту лексики Относятся следующие слова: боярин, подьячий, стрелец, кистень? № 6 Shortanswer Могут ли архаизмы из пассивного словаря переходить в активный? (в ответе используйте утвердительную /отрицательную частицу). да № 7 Shortanswer Как называется обогащение словарного состава языка за счет словаря других языков? заимствования № 8 Shortanswer Кто одним из первых начал создавать на математической основе рациональный искусственный язык? Лейбниц № 9 Singleselection К каким языкам относятся: эсперанто, воляпюк, аджуванто?
1. международным
2. естественным
3. искусственным
№ 10 Shortanswer Общий язык на основе смешения родственных языков или диалектов? койне № 11 Shortanswer Устное средство межэтнического общения, которое не вытесняет из обихода другие языки, а сосуществует с ними на одной территории? лингва франка № 12 Shortanswer Вспомогательный торговый язык в бывших колониальных странах? пиджин № 13 Shortanswer Двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками или различными диалектами одного и того же языка? билингвизм № 14 Shortanswer Одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, но один из этих языков или форм считается более престижным? диглоссия № 15 Shortanswer Языки, имеющие только значение инструмента образования и предмета научного исследования? мертвые № 16 Singleselection К каким языкам относятся: латынь, арамейский, коптский, галльский, аккадский? № 18 Multipleselection Какие виды международных языков существуют? 1,2 № 19 Singleselection К каким языкам относятся языки математики, химии, логики, программирования? № 20