Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Четыре цели семейной жизни. Высшая цель — мокша

Четыре цели семейной жизни. Высшая цель — мокша

Хотя цель жизни – это сама жизнь, тем не менее Веды описывают 4 типа внутренних ценностей, которыми обладает каждый человек.

Мокша, дхарма, артха и кама – это 4 вида ценностей, которые неповторимым образом смешаны в каждой личности. В зависимости от пропорций каждой цели, образуется индивидуальная природа личности.

Мокша – освобождение от страданий (≈0.1% людей)

Или иными словами поиск вечного источника счастья и внутреннего покоя . Мокша переводится как освобождение, решение проблем, свобода. К внутренней свободе и принятию себя, осознанно или неосознанно стремится каждый человек. Свобода от переживания материальных невзгод и от привязанностей к внешним обстоятельствам, представляет собой цель жизни под названием мокша.

Оглянувшись вокруг можно понять, что очень незначительная часть человечества ясно осознает свои страдания, поэтому мокша редкая цель жизни, если взять статистику по всему миру. Хотя мокша является высшей из всех целей, довольно малая часть людей ищет фундаментальное решение для своих глубинных проблем и неудовлетворенности. В основной массе человечество предпочитает временную “анестезию” и забвение глубоких слоев сознания при помощи материальных наслаждений.

Недостатком мокши является незаинтересованность в материальном развитии и как следствие безучастность в социальной и меркантильной жизни мира. Хотя с другой стороны этот недостаток полностью компенсируется духовным вкусом и тонким развитием. Людям с преобладающей целью мокша, следует прилагать усилия в том, чтобы делиться светом знания с окружающими людьми и миром.

Дхарма – следование чести (≈1% людей)

Дхарма довольно широкое понятие, если брать ведическую философию и психологию. Дхарма переводится как природа, долг, мораль, манеры, цель и закон. Данную цель жизни можно описать как, принятие определенного порядка и кодекса жизни и неукоснительное следование правилам.

В практической плоскости жизни дхарма принимает 2 основные формы: (1) следование правилам какой-либо организации или (2) следование собственным принципам и законам жизни. Дхарма не такая редкая цель жизни как мокша, но и далеко не популярная в современном мире.

Главным минусом дхармы является закостенелость в выстроенном порядке. Поэтому последователям цели жизни дхарма рекомендуется чаще пересматривать и обновлять свою парадигму жизни и внутренние ценности, дабы не застрять в своем архаизме.

Артха – желание богатства (≈9% людей)

“Деньги – это власть и возможности” – это лозунг людей, которые следуют артхе . И они в чем-то правы. Если человек много думает про деньги и процветание, ему/ей обязательно следует развиваться в этом ключе.

Данная цель распространена в мире довольно широко, но также имеет определенный порог вхождения и следование ей. Далеко не каждому человеку суждено разбогатеть и распоряжаться большими объемами ресурсов.

Негативной стороной артхи является сильная обусловленность деньгами и возможностями. Разум таких людей периодически затмевается внешними успехами и отнимает возможность сфокусироваться на внутренней реальности.

Кама – материальные наслаждения (≈90% людей)

Первое место в мире по популярности занимают наслаждения, как цель жизни. Большинство людей в мире находятся в постоянной погоне за разнообразными материальными обстоятельствами. Причем многие из этих людей не прилагают соответствующих усилий для достижения желаемого, что вызывает бурю негодования и жалоб на жизнь.

Поскольку 90% людей везде и всегда будут искать кайф, мир всегда будет вращаться вокруг производства и потребления различных видов наслаждений. И это абсолютно нормально для современного времени и культуры.

Любое наслаждение приедается и нуждается в смене антуража и декораций, это и есть главный недостаток камы . Временность материальных обстоятельств не даст возможности кайфовать вечно и рано или поздно придется искать новые наслаждения. Но большинство людей это не капли не смущает и они пускаются во все новые и новые поиски материального счастья, которого никогда не найдут.

Каждая цель жизни имеет свои уникальные прелести и недостатки. Предлагаю Вам поразмышлять над тем, какая смесь целей и ценностей у Вас и как это проявляется в жизни. Надеюсь эта статья помогла сделать еще один маленький шаг к осознанию себя и пониманию своей природы. Приятных размышлений!

Роман Гаврилов

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Иметь цель и уметь достигать ее – значит быть человеком. Животное, как и человек, проходит свой жизненный цикл, подчиняясь инстинктам (питание, размножение и т. д.). Но именно в наличии цели и есть основное отличие человека от животного.

В древней арийской культуре мудрецы разделяли жизненные устремления человека на четыре категории – пурушартхи (от пуруша – индивидуальная душа, артха – цель): драхма, артха, кама и мокша.
В Чарака-самхите они выражены в форме трех врожденных и инстинктивных желаний – ишан: пранаишана – желание прожить долгую и здоровую жизнь, дханаишана – желание достичь материального благополучия и паралокаишана – желание обрести счастье в будущей жизни.


ДХАРМА


Слово дхарма имеет множество значений, поэтому его невозможно перевести однозначно. В данном случае дхарма – это следование своей природе, естественный образ жизни для конкретного человека. Это то, что человек хочет и может делать для себя, для своей семьи, для общества, для Вселенной, интуитивное ощущение долга, своего предназначения.
Дхарма уникальна, ее нельзя скопировать у другого. Следуя зову своего Я, человек обретает все блага, уберегает себя от несчастий и обеспечивает благую карму. А вот попытка быть кем-то другим, наоборот, способствует накоплению негативной кармы. Кришна в Бхагавад-Гите говорит Арджуне: "Лучше исполнять свои обязанности несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен".
Никто не может сказать человеку, в чем его дхарма, только он сам может это почувствовать. Практики йоги помогают успокоить ум и стать более восприимчивым к голосу интуиции. Полезно также наблюдать за тем, достижение каких целей дарует счастье.
Выполняя свое дело, человек естественно сосредотачивается, возникает естественная медитация, человек не ждет завтрашнего дня и не живет прошлым – он «здесь и сейчас».
В течение жизни, по мере развития человека его дхарма меняется.
Понимание своей дхармы ведет к постановке четких целей в жизни, эффективному использованию энергии, правильно принятым решениям и, соответственно, правильным результатам. Однако следование дхарме вовсе не означает, что на пути человека не будет никаких препятствий, их возникновение – следствие кармы, но препятствия в этом случае преодолеваются сравнительно легко.
Если человек не следует путем дхармы, он начинает чувствовать бессмысленность жизни, опустошенность, неспособность и нежелание тащить ее тяжкую ношу, появляется тяга к таким дешевым «заменителям счастья», как алкоголь и наркотики.
Дхарма предполагает, что человек старается не причинять никому и ничему вреда, если его долг непосредственно с этим не связан. Если исполнение обязанностей предусматривает нанесение вреда другому, дурная карма не накапливается.
Идя путем дхармы, человек приходит к постижению высшей реальности. Более широко дхарму определяют как вселенский закон, на котором держится мир.

АРТХА

Артха буквально означает «то, что является необходимым».
Категория артхи касается материального аспекта существования и объединяет в себе такие составляющие, как благосостояние, чувство безопасности, здоровье, т. е. все то, что позволяет поддерживать жизнь на необходимом уровне. Артха предполагает труд, ведущий к накоплению материальных благ, так как без прочной базы духовное развитие невозможно. Чтобы обрести ее, человек должен строить свою жизнь в соответствии с юридическими, моральными и этическими нормами.
Поскольку артха не является конечной целью жизни, человеку следует остерегаться чрезмерного накопления материальных благ.
Ни для кого не секрет, что современное общество называют обществом потребителей. Человечество потребляет и производит колосальное количество ненужной продукции, информации и услуг. Все время и мысли современного человека заняты бесконечной погоней за самым модным и престижным. Руководствуясь тщеславием и ложными представлениями о необходимости и благе, люди превращают свою жизнь в безумие. Между тем производство необходимого занимает немного времени и не создает экономических, психологических и иных проблем.

КАМА

Понятие кама связано с удовлетворением мирских желаний. Это естественное стремление человека к чувственным наслаждениям, хорошей пище, комфорту, его эмоциональные потребности.
В основу Аюрведы положено знание о существовании прошлых и будущих жизней. Неудовлетворенные желания служат причиной страданий в настоящей и в будущих жизнях. Непременным условием приближения к освобождению является исполнение всех своих желаний в соответствии с семейными, общественными, культурными и религиозными нормами.
Однако здесь подстерегает ловушка: часто человек становится рабом своих желаний и затрачивает огромное количество энергии и времени на достижение ничтожных целей. Стратегия «ни в чем себе не отказывать» превращает его в безвольное существо. Поэтому следует осторожно относиться к своим желаниям, не подавлять их, но всегда оценивать целесообразность реализации. Это дарует сильную волю и свободную энергию. Важным духовным достижением человека является также способность не цепляться за полученные результаты или исполненные желания.
Ограничения и предписания, дисциплина в жизни также необходимы человеку, как больному негорькое лекарство, принимаемое строго по часам.
Правильное питание, достаточный и полноценный сон, чистое сознание, удовлетворение сексуальных потребностей, материальный комфорт, регулярные духовные практики и духовное общение удовлетворяют все потребности человека, делая его счастливым.

Люди, почитающие йогу и те, кому близки учения индуизма/ведизма верят, что в жизни у человека есть четыре цели — пурушартха. Именно ради мокши, дхармы, артхи и камы должен жить человек.

Основа всего — дхарма

Считается, что составляющие пурушартхи дополняют друг друга. Тем не менее основой всего считается драхма. В переводе с санксрита это понятие означает «то, что удерживает». Это многогранная категория, которую нельзя воспринимать буквально, опираясь только на перевод. Если понимать дхарму как первичную цель существования личности, то по сути мы говорим про гармоничный образ жизни, понимание человеком своей природы. Под драхмой подразумевают осознание индивидуумом смысла жизни, своего предназначения перед собой, окружающим миром, вселенной. У каждого человека своя дхарма, которая связана с особенностями его личности.

Это подвижная материя. Драхма — то, что меняется вместе с человеком по мере того, как он живет и выполняет свое предназначение в мирской жизни. Многие приходят к пониманию дхармы во время йоги. Это осознание позволяет правильно расставить приоритеты, поставить новые цели, направить энергию в нужное русло.

Говорят о пяти столпах дхармы:

  • любовь,
  • терпение,
  • справедливость,
  • знание,
  • преданность.

Опираясь на них человек достигает большего, легче справляется с жизненными трудностями. Если осознание дхармы не пришло, жить с каждым годом становится все сложнее. Без смысла жизни человек чувствует себя ненужным, пустым.

Зачастую это приводит к тому, что он сходит с верного пути и обретает пагубные пристрастия.

Визуальным воплощением дхармы является дхармачакра — колесо с восемью спицами. Каждая спица — принцип дхармы, который подразумевает, что у человека все должно быть правильно:

  1. Мировоззрение.
  2. Цели.
  3. Речь.
  4. Образ существования.
  5. Поведение.
  6. Сосредоточенность.
  7. Память.
  8. Сила.

В соблюдении этих восьми принципов и заключается цель дхармы. Лишь следуя им человек достигнет в жизни больших целей, сможет принести пользу миру, прожить свой век в гармонии с природой, с собственным естеством и Вселенной. И в конечном итоге достигнет высшей цели - познает высшую реальность.

Потребности — артха

Вторая составляющая жизни человека называется артхой. Это понятие объединяет в себе все материальное, то, без чего невозможно обойтись. В артхе объединены благополучие, здоровье, безопасность и другие блага, без которых уровень жизни человека не будет по-настоящему достойным.

Артха — тоже многогранное понятие. Его важной составляющей является труд, который человек должен выполнять каждый день своей жизни. Без труда достичь материальных благ просто невозможно. А без хорошего материального фундамента трудно отдавать себя духовному развитию.

Своим трудом человек создает почву для личностного роста.

Но крайне важно — не переусердствовать. Достижение материальных благ не должно стать основной целью существования. Смысл не в накоплении, а в создании комфортных условий для жизни. Неправильно расставленные приоритеты, смещенные в сторону материальных благ ценности сбивают человека с истинного пути, препятствуя реализации истинных целей артхи.

До нас дошли некоторые древние тексты — артха-шастры. Они представляют собой задокументированное распределение ролей людей в жизни, принципы устройства мира, организации общества. В одной из этих книг обсуждаются такие вопросы как развитие экономики, распределение обязанностей между министрами, тема налогов, войны, безопасности граждан и др.

Земные потребности — кама

Еще одна важная составляющая жизни — достижение земных наслаждений, удовлетворение базовых потребностей. В понятии кама объединены потребности человека:

  • во вкусной еде,
  • комфортных условиях проживания,
  • чувственности,
  • эмоциональных потребностях и т.п.

Кама по-разному трактуется в разных учениях. Одни полагают, что кама учит получению удовольствия от жизни как возможности избавить себя от страданий. Однако “классическое” понимание этого термина говорит об исполнении желаний как об одной из целей жизни. Правда, с оглядкой на моральные, этические нормы, традиции общества, культуры, религии. Человек должен контролировать свои желания и не попасть в их плен. В противном случае он рискует потратить свою жизнь впустую. Нужно здраво оценивать желания, задуматься над тем, действительно ли стоит давать им волю.

Лишь контролируя свои желания, личность может стать по-настоящему свободной и счастливой.

У камы есть свои шастры — учения. Они преследуют цель — упорядочения чувственных наслаждений в браке, напоминая о необходимости стремиться и к духовному совершенству. Кама шастры говорят про искусства, в числе которых музыка, театр, архитектура, пение и др. Они учат воспитанию детей, обустройству быта, грамотному использованию макияжа и одежды и т.д.

Высшая цель — мокша

Это сложное понятие, которое скрывает в себе итоговую, самую важную цель человеческой жизни. Под мокшей понимается освобождение от земных оков, условностей устройства мирской жизни. Это обратная дорога к истине.

Не стоит воспринимать мокшу буквально, как физическую смерть. Избранные постигают ее, будучи живыми людьми. Если человек познал мокшу, он освобождается от оков, его существование обретает новые формы, иллюзии разрушаются.

Личность, которой больше не хватает общественной и материальной жизни, начинает искать свою дорогу, путь к познанию неосязаемого, известного лишь ему. Если поиски завершаются успешно, человек освобождается, обретает покой. Это и есть постижение мокши.

Одни ищут свой путь в духовных практиках, другие — в странствованиях по святым местам, третьи — в религии. Когда человек, наконец, приходит к пониманию того, что источником собственной драмы является он сам, начинается путь освобождения.

Мокша — дорога, пройденная через страдания, испытания.

На ней не будет попутчиков. Но после того, как дорога будет осилена, откроется мокша. Человек должен понять свою сущность, скинув оковы навязанных условностей и норм. Тогда его сознание расширится, а жизнь претворится в Лилу.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков. Этот перечень не случаен, достижение каждой последующей цели зависит от того, достигнута ли цель предыдущая. Вот как это объясняют ачарьи, духовные наставники ведического знания.

Без религии человеческое общество не может существовать. В природе человека – поклоняться кому-либо или чему-либо, и, если даже внешне государство провозглашается светским, нетрудно заметить, что люди все равно поклоняются вождям, диктаторам, фюрерам, председателям верховных советов или президентам. Также в человеческом обществе поклоняются великим поэтам, музыкантам и другим видным деятелям науки и искусства. В ведическом обществе поклонялись исключительно Богу, однако в разные времена делали это по-разному.

Бог является основой всего, именно из Его энергии Брахма творил вселенную. Об этом в подробностях рассказывает вторая песнь «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что Брахма был рожден на цветке лотоса, росшем из пупка Господа Вишну (Бога). Поскольку вселенная тогда была пуста, Брахме ничего не оставалось, как воспользоваться частями вселенского тела Господа, чтобы создать вселенную такой, какой она была прежде. Таким образом, все, что нас окружает, - суть проявление вселенской формы Всевышнего Господа. Поклоняться Господу – значит использовать Его энергию в служении Ему. Это подобно тому, как сын, получив карманные деньги от отца, покупает отцу подарок. Деньги в любом случае остаются энергией отца, однако такое поведение сына доставляет отцу наслаждение. Бог – личность, и Он способен испытывать удовольствие или огорчение. Душа вечно связана с Богом отношениями слуги и господина, вот почему Кришне (Богу) нравится, когда мы пытаемся восстановить эти утраченные отношения, поднося Ему то, что Он хочет. Богу не нужны никакие материальные вещи, однако, чтобы мы могли проявить свою любовь к Нему, Он говорит, что примет даже «цветок, плод, листок или воду, если это поднесено с любовью». Кришна (Бог) принимает только любовь. В этом смысл слова «религия».
Дхарма, религиозные обязанности, порой выполняются машинально, без любви к Богу. Тем не менее, даже такие действия имеют свои последствия. Человеческое общество, должным образом исполняющее свои обязанности в рамках системы варнашрама , также считается идущим по пути истинной религии. «Дерево познается по плодам», подобным же образом, узнать, действительно ли люди следуют религиозному пути можно по процветанию экономики. В контексте Вед экономическое процветание не означало массовое производство ширпотреба; также нигде в Ведах не встречается указаний искусственно раздувать потребности человека. Современная индустрия, лишившая людей свежего воздуха и чистых водоемов, не считалась в ведической культуре признаком экономического процветания. Символом экономического процветания являлась корова. Корова считалась матерью, поскольку человек пьет ее молоко. Из молока приготавливается топленое масло, столь важное при огненных жертвоприношениях. Вот почему в ведическом смысле экономическое развитие – это развитие сельского хозяйства, в особенности разведение коров. Массовое убийство коров – признак безбожного общества. Такое общество не будет знать мира. Все в таком обществе будут огрызаться друг на друга, подобно кошкам и собакам, и уделом такого общества будут войны и нищета. Никто в таком обществе не может рассчитывать на достижение третьей цели – чувственного наслаждения. Центром чувственной деятельности является ум.


Ум – это тонкая энергия нашей психики, которая определяет наше настроение и даже планы на будущее. Депрессии, возросшие до масштабов национальных бедствий, являются на сегодняшний день второй проблемой после СПИДа. Никто не знает, что такое покой и счастье. Люди постоянно пребывают в тревоге. В погоне за миражом материального успеха люди, не задумываясь, совершают один грех за другим, одну глупость за другой. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что днем такие люди тяжело трудятся, а ночью либо спят, либо занимаются сексом. Законы материальной природы неизменны, в отличие от законов, принимаемых в законодательных собраниях мирских политиков. Чем больше человек забывает о своей духовной природе, тем тяжелее материальная природа заставляет его работать, не покладая рук. Иногда, чтобы хоть как-то скрасить свое непроглядное существование, люди возводят такой скотский труд на пьедестал высших человеческих ценностей. Однако практика показывает, что, как только человеку выпадает возможность, он перестает работать. Таким образом, без подлинного развития экономики, базисом которой должно быть духовное развитие (дхарма), человек не способен удовлетворить свои чувства и ум.

Неудовлетворенные люди постоянно враждуют друг с другом, называя свою вражду радением о национальных интересах или еще как-то, однако подлинная причина такой вражды – в неудовлетворенных потребностях. Жизнь человека в ведической цивилизации была проста, зато мышление было возвышенным. Подлинные знания содержатся в Ведах, древнейших священных писаниях мира. Человек всегда стремится к знаниям, содержащимся в Ведах, однако сегодняшний «образованный» скептик по недомыслию отвергает авторитетное знание Вед и придумывает свои пути к счастью. В результате у людей формируется неверное представление о четвертой цели жизни – освобождении.

Спасение, или освобождение, всегда было любимой темой обсуждения в кругу философов и богословов. В наше время этих отважных людей заменили ученые, которые уж который год бьются над созданием пресловутой таблетки от смерти. Но, если оглянуться назад, мы увидим, что всё, что создали ученые за последние несколько столетий, - это лишь более смертоносные виды оружия, призванные не отдалять, а приближать смерть. Большая ложь, которой потчуют людей уже не первый год – причина отчаяния у современной молодежи, которая потеряла ориентиры и не способна более адекватно воспринимать реальность. За немногими исключениями, почти вся молодежь современной России переживает жесточайший кризис, заключающийся в том, что в жизни у людей нет цели, кроме наживы, и, если эта цель представляется недостижимой, у человека вообще пропадает желание жить. Четвертая цель жизни, согласно Ведам – освобождение от оков иллюзии, познание своего истинного «я», бессмертного, вечно блаженного и исполненного знания. Именно Веды могут помочь современному человеку изменить свой взгляд на будущее, найти себя и в материальном, и в духовном плане, и сделать нас по-настоящему счастливыми.

5 186

Согласно ведическим знаниям есть 4 основные цели в жизни каждого человека: дхарма, артха, кама и мокша .
Для понимания себя, своих внутренних и внешних мотивов персональные карты рождения (гороскопы) помогают определять, какая же одна или несколько из основных человеческих целей преобладают как в целом, так и в конкретный период жизни человека.

Первая основная цель в жизни – дхарма .
Дхарма – термин, который используется в индуизме, буддизме и других восточных религиях. Понятие этого слова довольно обширное и в зависимости от контекста и религиозного или философского течений оно имеет много разных значений.
В переводе с санскрита «дхарма» означает – держать, удерживать, поддерживать. В ведической культуре чаще всего этот термин понимают как выполнение своего предназначения, долга перед собой, семьей, обществом, в котором живем, и перед Верховной Личностью Бога. Также как следование религиозным и социально-нравственным законам. Дхарму понимают также как и праведность, истину и порядок. Для варны кшатриев дхарма является главной целью. В натальной карте дхарму показывают 1-й, 5-й и 9-й дома. Эти дома связаны с познанием своей природы и своих физических и психо-эмоциональных возможностей, Пурва-пуньей (благочестивая карма), разумом, мудростью, с религиозностью и праведностью.

Следующая цель – это артха .
Артха – благосостояние, достаток, финансовое благополучие, успех, различные материальные блага. Для варны вайшьев и семейных людей артха является одной из основных целей в жизни. В гороскопе дома артхи это 2-й, 6-й, и 10-й дома – семейные ценности и традиции, доходы семьи, служебные обязанности, сферы трудовой деятельности, способность сотрудничать и достигать материальных целей и экономического развития.

Кама – означает желания, страсть, наслаждения материальными вещами. Кама это также удовлетворение своих амбиций, желаний и всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние и слух). Кама является основной целью жизни у варны шудр. 3-й, 7-й, 11-й дома в картах рождения отвечают за каму. Это дома устремлений, отношений, амбиций и желаний.

И последняя из четырех основных целей согласно пурушартхе (ведической концепции целей человека) – это мокша .
Мокша означает – освобождение, материальная независимость, свобода от сансары (круговорота рождений и смертей). Мокша это освобождение от иллюзий, привязанностей к материальным благам, освобождение от страданий. Это духовное развитие, свобода от кармы, просветление и осознание себя вечной Душой, частичкой Бога. Мокша это главная цель брахманов. В гороскопе на цель мокшу указывают 4-й, 8-й и 12-й дома. Показателями этих домов являются духовные усилия, духовные знания и практики, йога, медитация, уединения, трансформации и освобождение.

Все эти цели имеют связь между собой – чтобы удовлетворять свои желания (кама) нам необходимы денежные средства (артха), а чтобы быть материально обеспеченным следует знать свою природу, свои возможности, также и соблюдать социально-нравственные нормы общества (дхарма). А когда человек выполняет свою дхарму, ведет праведный, духовный образ жизни, тогда приходит понимание, что истинное счастье не в материальных вещах и не в удовлетворении своих органов чувств, а в осознании себя Душой, в познании и служении Богу, что и приводит к мокше.

«Смысл жизни человечества в том, чтобы просто вернуться обратно домой к Богу, а смысл моей жизни – чтобы просто служить Господу. Если я служу Господу, я самый счастливый человек, а если не служу – то самый несчастный. И для меня нет разницы, где жить – в шалаше или во дворце. Главное – это служение Господу» (Гопал Кришна Госвами).

Кроме четырех выше описанных основных жизненных целей есть главная, истинная цель жизни для каждого из нас – это своим служением и любовью прийти к Богу, вернуться домой!