Меню
Бесплатно
Главная  /  Дом, квартира  /  Сэмюэл тейлор кольридж биография. Биография сэмюэла тэйлора колриджа Сэмюэль тэйлор кольридж

Сэмюэл тейлор кольридж биография. Биография сэмюэла тэйлора колриджа Сэмюэль тэйлор кольридж

Сэмюэл Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девон - 25 июля 1834, Хайгейт) - английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». Отец поэтессы Сары Кольридж (1802-1852) и литератора Хартли Кольриджа (1796-1849).

Биография

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоне. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб. В 1791 году поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям. Он увлёкся идеями французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту. Вместе с поэтом Робертом Саути, также выгнанным из школы «за вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и газету «Хранитель» (The Watchman; вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал стихотворение «Взятие Бастилии» (1789).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился от службы. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 года. В этот год он пишет совместно с Р. Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», вдвоём они решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать Пантисократией. Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 году Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время премьер-министра У. Питта и были изданы под заглавием Conciones ad populum. Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольриджем издание еженедельной газеты Watchman, имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольриджа, озаглавленного Juvenile poems (1796).

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму. В 1797 году семья Кольриджа переехала в деревню Альфоксден, и он жил там по соседству с У. Вордсвортом и в постоянном общении с ним, вместе они совершали бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольриджа относятся стихотворение «Genevieve», «Хан Хубилай», «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Старый мореход» и «Кристабель». В 1798 году он нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад» («Lyrical Ballads», совместно с Вордсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов Кольридж и Вордсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете, изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

«Озёрная школа»

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к придуманной «Edinburgh Review» кличке «озёрной школы». Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил на остров Мальту, но вернулся домой ещё более нездоровым, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его шло на спад, и главным интересом периода между 1801-1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Самюэль Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир — 25 июля 1834, Хайгейт) — английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». Отец английской поэтессы Сары Кольридж (1802-1852). Отец поэта и биографа Хартли Кольриджа (1796-1849).

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоншире. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб.

В 1791 поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям. Увлёкся идеями Великой французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту.

Вместе с поэтом Робертом Соути, также выгнанным из школы за «вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и журнал «Страж» (вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» (1789).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 г. В этот год он пишет совместно с Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», Кольридж с Соути решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать «Пантисократия». Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время Питта и были изданы под заглавием «Conciones ad populum».

Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольриджем издание еженедельной газеты «Watchman», имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольриджа, озаглавленного «Juvenile poems» (1796).
Рукопись «Кубла Хан»

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму.

В 1797 переехал с семьей в деревню Альфоксден, и жил там по соседству с Водсвортом и в постоянном общении с поэтом, с которым совершал бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольридж относятся стихотворение «Genevieve», «Kubla Khan», «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Ancient Mariner» и «Christabel».

В 1798 году Кольридж нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад» («Lyrical Ballads», совместно с Водсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов (по сведениям из ЭСБЕ, по данным ЛЭ — на средства, вырученные от продажи «Лирических баллад») Кольридж и Водсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете, изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к, придуманной «Edinburgh Review», кличке «озёрной школы».

Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил, на остров Мальту, но вернулся домой ещё более расшатанный, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его падало, и главным интересом периода между 1801—1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Борьба с опиумом лишала его силы работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам.

Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них «Two-Lay Sermons» «Biographia Literaria», «Aids to Reflection», «Church and State», «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Confessions of an Inquiring Spirit». Кольридж распространял свои идеи и живым словом; его домик в Хайгейте был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге «Table Talk».

Кольридж умер в 1834 г. в Хайгейте (Лондон), где жил так долго.

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора «Ancient Mariner», «Christabel» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом.

Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. Его «Lyrical ballads», содержащие все его лучшие поэмы, задуманы были Кольриджем вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в.

Вордсворт избрал для себя область простой, повседневной жизни, задавшись целью внести поэзию в описание самых обыкновенных событий деревенского и городского быта, Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей.

Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии — основной приём Кольриджа, магически действующий в «Ancient Mariner», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии.

Все баллады Кольриджа имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе.

В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа. Лучшие из его критических этюдов — это главы о Вордсворте в его «Biographia Literaria» и заметки о Шекспире в «Literary Remains».

С Вордсвортом он во многом расходился, был противником его теории о тождественности языка поэзии и прозы, но глубоко понимал его поэзию, и в своей статье высказал очень интересные и оригинальные мысли об истинном значении поэзии и происхождении размеренной, поэтической речи.

В статьи о Шекспире, Кольридж внёс новый метод изучения Шекспира, противоположный доктринальной критике доктора Джонсона, пытающийся подступить с психологическими объяснениями к творчеству Шекспира.

Он первый разрушил распространённое в XVIII в. мнение об экстравагантности и разнузданности великого драматурга, и его разбор Гамлета лег в основание Шлегелевских комментариев.

В философии Кольриджа был проповедником трансцендентализма, явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к «исканию абсолютного».

Его философские взгляды изложены главным образом в «Aids to Reflection», «The friend», «The Biographia Literaria» и составляли содержание его бесед в Хайгейте, воспроизведённых отчасти в «Table Talk».

Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона. Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, «покрытые завесой».

В честь Кольриджа назван кратер на Меркурии.

Из произведений Кольриджа целиком переведён на русский язык «Старый матрос», Ф. Б. Миллером («Библиотека для чтения», 1851, т. 108; перепечатано во 2-й части «Стихотворений» Миллера и в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля), Н. Л. Пушкаревым «Свет и Тени» (1878), А. А. Коринфским (СПб., 1893; премия журнала «Наше Время»), Н. С. Гумилёвым. Отрывок из «Кристабель» перевёл И. И. Козлов («Сын Отечества», 1823, № 18 и в «Стихотворениях», перепечатано в «Английских поэтах» Гербеля), целиком — Георгий Иванов. «Кубла Хан» переведено К. Д. Бальмонтом.



Сэмюэл Тейлор Колридж (Coleridge) (1772-1834) - английский поэт, философ и литературный критик. Представитель «озерной школы». От демократических настроений (стихотворение «Взятие Бастилии», 1789) перешел на консервативные позиции (сборник «Лирические баллады», 1798, совместно с Уильямом Вордсвортом; неоконченный фрагмент «Кубла Хан», 1798). Поэма «Сказание о старом мореходе», драмы, лекции об Уильяме Шекспире (изд. 1849), литературные воспоминания.

В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.

Кольридж Сэмюэл Тейлор

Сэмюэл Тейлор Колридж родился 21 октября 1772 года, в Оттери-Сент-Мэри, в Девоншире. Его отец был бедным провинциальным священником. Некоторое время Сэмюэл учился на богословском факультете Кембриджского университета. Раннее творчество писателя было отмечено интересом к социальным вопросам; в 1789 он написал свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» (опубликовано в 1834), однако уже в 1794 году совместно с Робертом Саути создал драму «Падение Робеспьера», осуждающую революционный террор. Отрицание насилия составляет также пафос трагедии Колриджа «Осорио» (1797; переработанное издание под названием «Раскаяние», 1813).

Всякое деяние несовершенно. Даже сотворение мира вступает в противоречие с моим представлением о величии Господа.

Кольридж Сэмюэл Тейлор

В 1798 году появились «Лирические баллады» Сэмюэла Колриджа и Уильяма Вордсворта - манифест английского романтизма. Писателя привлекли дух и формы народной баллады, которой он подражал, например, в «Поэме о старом моряке», опубликованном в «Лирических балладах» (русский перевод был выполнен Николаем Степановичем Гумилевым, в 1919; и В. В. Левиком в 1967).

После поездки с Вордсвортом в Германию в 1798 - 1799 годах Колридж стал пропагандистом немецкой литературы и идеалистической философии в Англии, перевел «Валленштейна» Иоганна Фридриха Шиллера. Виднейший представитель «озёрной школы», Сэмюэл был глубоким теоретиком английского романтизма, принципы которого изложил в «Литературной биографии» (1817). Замечательные образцы романтической критики содержат его лекции о Шекспире (издана в 1856). Публицистика Сэмюэла Тейлора Колриджа проникнута духом политического консерватизма.

Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Кольридж Сэмюэл Тейлор

Сочинения:

Select poetry and prose, ed. by S. Potter, L., 1933;

The poetical works, L., 1938.

Сэмюэл Тейлор Кольридж - цитаты

В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.

Samuel Taylor Coleridge , (born October 21, 1772, Ottery , England-died July 25, 1834, near London), English lyrical poet, critic, and philosopher. His Lyrical Ballads, written with William Wordsworth, heralded the English , and his Biographia Literaria (1817) is the most significant work of general produced in the English Romantic period.

Read More on This Topic

tragedy: Coleridge

But it is not certain that what was good for the revolution was good for tragedy. Coleridge in his critical writings of 1808–18 said that:

Early life and works

About, about, in reel and rout

The death-fires danced at night;

The water, like a witch’s oils,

Burnt green, and blue and white.

After the death of his shipmates, alone and becalmed, devoid of a sense of movement or even of time passing, the mariner is in a hell created by the absence of any link with life. Eventually, however, a chance sight of water snakes flashing like golden fire in the darkness, answered by an outpouring of love from his heart, reinitiates the creative process: he is given a brief vision of the inner unity of the universe, in which all living things hymn their source in an interchange of harmonies. Restored to his native land, he remains haunted by what he has experienced but is at least delivered from nightmare, able to see the ordinary processes of human life with a new sense of their wonder and mercifulness. These last qualities are reflected in the poem’s attractive combination of vividness and sensitivity. The placing of it at the beginning of Lyrical Ballads was evidently intended to provide a context for the sense of wonder in common life that marks many of Wordsworth’s contributions. While this volume was going through the press, Coleridge began a complementary poem, a Gothic ballad entitled “ ,” in which he aimed to show how naked energy might be redeemed through contact with a spirit of innocent love.

Troubled years

Early in 1798 Coleridge had again found himself preoccupied with political issues. The French Revolutionary government had suppressed the states of the , and Coleridge expressed his bitterness at this betrayal of the principles of the Revolution in a poem entitled “France: An Ode.”

At this time the brothers Josiah and Thomas Wedgwood, who were impressed by Coleridge’s intelligence and promise, offered him in 1798 an annuity of £150 as a means of subsistence while he pursued his intellectual concerns. He used his new independence to visit Germany with Wordsworth and Wordsworth’s sister, Dorothy. While there Coleridge attended lectures on physiology and at Göttingen. He thus became aware of developments in German scholarship that were little-known in until many years later.

On his return to England, the tensions of his marriage were exacerbated when he fell in love with Sara Hutchinson, the sister of Wordsworth’s future wife, at the end of 1799. His devotion to the Wordsworths in general did little to help matters, and for some years afterward Coleridge was troubled by domestic strife, accompanied by the worsening of his health and by his increasing dependence on . His main literary achievements during the period included another section of “Christabel.” In 1802 Coleridge’s domestic unhappiness gave rise to “ ,” originally a longer verse letter sent to Sara Hutchinson in which he lamented the corrosive effect of his intellectual activities when undertaken as a refuge from the lovelessness of his family life. The poem employs the technique of his conversational poems; the sensitive rhythms and phrasing that he had learned to use in them are here masterfully deployed to represent his own depressed state of mind.

Although Coleridge hoped to combine a for Sara with fidelity to his wife and children and to draw sustenance from the Wordsworth household, his hopes were not realized, and his health deteriorated further. He therefore resolved to spend some time in a warmer climate and, late in 1804, accepted a post in as secretary to the acting governor. Later he spent a long time journeying across Italy, but, despite his hopes, his health did not improve during his time abroad. The time spent in Malta had been a time of personal reappraisal, however. Brought into direct contact with men accustomed to handling affairs of state, he had found himself lacking an equal forcefulness and felt that in consequence he often forfeited the respect of others. On his return to England he resolved to become more manly and decisive. Within a few months he had finally decided to separate from his wife and to live for the time being with the Wordsworths. Southey atoned for his disastrous youthful advice by exercising a general oversight of Coleridge’s family for the rest of his days.

Coleridge published a periodical, The Friend, from June 1809 to March 1810 and ceased only when Sara Hutchinson, who had been acting as amanuensis, found the strain of the relationship too much for her and retired to her brother’s farm in Wales. Coleridge, resentful that Wordsworth should apparently have encouraged his sister-in-law’s withdrawal, resolved shortly afterward to terminate his working relationship with William and and to settle in London again.

The period immediately following was the darkest of his life. His disappointment with Wordsworth was followed by anguish when a wounding remark of Wordsworth’s was carelessly reported to him. For some time he remained in London, nursing his grievances and producing little. Opium retained its powerful hold on him, and the writings that survive from this period are redolent of unhappiness, with self-dramatization veering toward self-pity.

Late life and works

In the end, consolation came from an unexpected source. In dejection, unable to produce extended work or break the opium habit, he spent a long period with friends in Wiltshire, where he was introduced to Archbishop ’s commentary on the First Letter of Peter. In the writings of this 17th-century divine, he found a combination of tenderness and sanctity that appealed deeply to him and seemed to offer an attitude to life that he himself could fall back on. The discovery marks an important shift of balance in his intellectual attitudes. Christianity, hitherto one point of reference for him, now became his “official” creed. By aligning himself with the Anglican church of the 17th century at its best, he hoped to find a firm point of reference that would both keep him in communication with orthodox Christians of his time (thus giving him the social approval he always needed, even if only from a small group of friends) and enable him to pursue his former intellectual explorations in the hope of reaching a Christian synthesis that might help to revitalize the English church both intellectually and emotionally.

© Photos.com/Thinkstock

One effect of the adoption of this basis for his intellectual and emotional life was a sense of liberation and an ability to produce large works again. He drew together a collection of his poems (published in 1817 as Sibylline Leaves ) and wrote (1817), a rambling and discursive but highly stimulating and influential work in which he outlined the evolution of his thought and developed an extended critique of Wordsworth’s poems.

For the general reader Biographia Literaria is a misleading volume, since it moves bewilderingly between autobiography, abstruse philosophical discussion, and literary criticism . It has, however, an internal of its own. The book’s individual components-first an entertaining account of Coleridge’s early life, then an account of the ways in which he became dissatisfied with the associationist theories of and other 18th-century philosophers, then a reasoned critique of Wordsworth’s poems-are fascinating. Over the whole work hovers Coleridge’s veneration for the power of imagination: once this key is grasped, the unity of the work becomes evident.

A new dramatic piece, Zapolya, was also published in 1817. In the same year, Coleridge became associated for a time with the new , for which he planned a novel system of organization, outlined in his Prospectus. These were more settled years for Coleridge. Since 1816 he had lived in the house of James Gillman, a surgeon at Highgate, north of London. His election as a fellow of the Royal Society of Literature in 1824 brought him an annuity of £105 and a sense of recognition. In 1830 he joined the controversy that had arisen around the issue of by writing his last prose work, On the Constitution of the Church and State. The third edition of Coleridge’s Poetical Works appeared in time for him to see it before his final illness and death in 1834.

Evaluation

Coleridge’s achievement has been given more widely varying assessments than that of any other English literary artist, though there is broad agreement that his enormous potential was never fully realized in his works. His stature as a poet has never been in doubt; in “Kubla Khan” and “The Rime of the Ancient Mariner” he wrote two of the greatest poems in English literature and perfected a mode of sensuous lyricism that is often echoed by later poets. But he also has a reputation as one of the most important of all English literary critics, largely on the basis of his Biographia Literaria. In Coleridge’s view, the essential element of was a union of emotion and thought that he described as imagination. He especially stressed poetry’s capacity for integrating the universal and the particular, the objective and the subjective, the generic and the individual. The function of criticism for Coleridge was to discern these elements and to lift them into conscious awareness, rather than merely to prescribe or to describe rules or forms.

In all his roles, as poet, social critic, literary critic, theologian, and psychologist, Coleridge expressed a profound concern with elucidating an underlying creative principle that is fundamental to both human beings and the universe as a whole. To Coleridge, imagination is the archetype of this unifying force because it represents the means by which the twin human capacities for intuitive, non-rational understanding and for organizing and discriminating thought concerning the material world are reconciled . It was by means of this sort of reconciliation of opposites that Coleridge attempted, with considerable success, to combine a sense of the universal and ideal with an acute observation of the particular and sensory in his own poetry and in his criticism.

’s biography on Samuel Taylor Coleridge appeared in the eighth edition of the Encyclopædia Britannica (see the Britannica Classic: Samuel Taylor Coleridge).

John Bernard Beer

Learn More in these related Britannica articles:

Сэ́мюэл Тэ́йлор Ко́лридж (англ. Samuel Taylor Coleridge ; 21 октября , Оттери-Сент-Мэри, Девон - 25 июля , Хайгейт) - английский поэт -романтик , критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» . Отец поэтессы Сары Кольридж (1802-1852) и литератора Хартли Кольриджа (1796-1849).

Биография

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоне. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб . В 1791 году поступил в Кэмбридж , занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям . Он увлёкся идеями французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту. Вместе с поэтом Робертом Саути , также выгнанным из школы «за вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и газету «Хранитель» (The Watchman ; вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал стихотворение «Взятие Бастилии» (1789).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился от службы. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 года. В этот год он пишет совместно с Р. Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», вдвоём они решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать Пантисократией . Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 году Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время премьер-министра У. Питта и были изданы под заглавием Conciones ad populum . Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольриджем издание еженедельной газеты Watchman , имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольриджа, озаглавленного Juvenile poems (1796).

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму . В 1797 году семья Кольриджа переехала в деревню Альфоксден, и он жил там по соседству с У. Вордсвортом и в постоянном общении с ним, вместе они совершали бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольриджа относятся стихотворение «Genevieve», «Хан Хубилай », «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Старый мореход » и «Кристабель». В 1798 году он нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад » («Lyrical Ballads», совместно с Вордсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов Кольридж и Вордсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете , изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

«Озёрная школа»

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к придуманной «Edinburgh Review » кличке «озёрной школы». Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил на остров Мальту , но вернулся домой ещё более нездоровым, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его шло на спад, и главным интересом периода между 1801-1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Борьба с опиумом лишала его сил работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим человеком, христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам. Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них «Two-Lay Sermons» «Biographia Literaria», «Aids to Reflection», «Church and State», «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Confessions of an Inquiring Spirit». Кольридж распространял свои идеи и в беседах; его домик в Хайгейте был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге «Table Talk».

Кольридж умер в 1834 г. в Хайгейте (Лондон), где жил так долго.

Творчество

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора «Старого морехода », «Кристабель» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом. Кольридж представитель одной стороны английского романтизма - его стремления к чудесному. «Лирические баллады » задуманы были Кольриджем вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в.

Вордсворт избрал для себя область простой, повседневной жизни, задавшись целью внести поэзию в описание самых обыкновенных событий деревенского и городского быта, Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей.

Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии - основной приём Кольриджа, магически действующий в «Старом мореходе», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии.

Все баллады Кольриджа имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе. В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа. Лучшие из его критических этюдов - это главы о Вордсворте в его «Biographia Literaria» и заметки о Шекспире в «Literary Remains».

С Вордсвортом он во многом расходился, был противником его теории о тождественности языка поэзии и прозы, но глубоко понимал его поэзию, и в своей статье высказал очень интересные и оригинальные мысли об истинном значении поэзии и происхождении размеренной, поэтической речи. В статье о Шекспире Кольридж внёс новый метод изучения Шекспира, противоположный доктринальной критике доктора Джонсона , пытающийся подступить с психологическими объяснениями к творчеству Шекспира. Он первый разрушил распространённое в XVIII в. мнение об экстравагантности и разнузданности великого драматурга, и его разбор Гамлета лег в основание Шлегелевских комментариев .

В философии Кольриджа был проповедником трансцендентализма , явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к «исканию абсолютного». Его философские взгляды изложены главным образом в «Aids to Reflection», «The friend», «The Biographia Literaria» и составляли содержание его бесед в Хайгейте, воспроизведённых отчасти в «Table Talk» . Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона . Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, «покрытые завесой».

Переводы

Из произведений Кольриджа целиком переведён на русский язык «Старый матрос», Ф. Б. Миллером («Библиотека для чтения », 1851, т. 108; перепечатано во 2-й части «Стихотворений» Миллера и в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля), Н. Л. Пушкаревым «Свет и Тени» (1878), А. А. Коринфским (СПб., 1893; премия журнала «Наше Время»), Н. С. Гумилёвым . Отрывок из «Кристабель» перевёл И. И. Козлов («Сын Отечества », 1823, № 18 и в «Стихотворениях», перепечатано в «Английских поэтах» Гербеля), целиком - Георгий Иванов . «Кубла Хан » переведено К. Д. Бальмонтом . Стихи Кольриджа «К осенней луне», «К речке Оттер», «Костюшко», «К Азре» и «К природе» переведены Дмитрием Щедровицким . В 2011 г. вышла книга У. Вордсворт и С. Т. Кольридж, «Лирические баллады и другие стихотворения»: М., Издательский центр РГГУ. В ней содержатся четыре новых перевода из Кольриджа, сделанных Игорем Меламедом .

Память

В честь Кольриджа назван кратер на Меркурии .

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. SNAC - 2010.