Меню
Бесплатно
Главная  /  Хобби   /  Идут белые снеги (стихи Евгения Евтушенко). Разбор стихотворения Е. Евтушенко Идут белые снеги «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Идут белые снеги (стихи Евгения Евтушенко). Разбор стихотворения Е. Евтушенко Идут белые снеги «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Главная тема стихотворения высказана уже в первой строфе: лирический герой, восхищаясь сказочной красотой зимы, завораживающего тихого снегопада, говорит:

Жить и жить бы на свете,

Но, наверно, нельзя.

Тема кратковременной жизни человека и вечности природы, бесконечной смены поколений, ухода старой жизни и прихода новой является вечной темой поэзии. Так, А.С. Пушкин, размышляя над ней в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), примиряет мгновение и вечность:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Вторая строфа стихотворения перекликается с мыслями лирического героя Есенина в стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924). В стихотворении Евтушенко «Идут белые снеги...» снежинки, «как по нитке скользя», соединяют землю с небом непрерывной связью:

Чьи-то души бесследно,

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

В философских строках Есенина утверждается мысль, что люди, жившие на земле, останутся в её памяти навеки:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Лирический герой Евтушенко, признаваясь, что он «не верит в чудо» и «не ждёт бессмертья», ищет в человеческом бытии ценность, находит её в любви к России, Родине:

А любил я Россию

всею кровью, хребтом...

Любовь к России — это любовь к её прошлому, её истории и духу, лирический герой любит в ней всё:

дух её пятистенок,

дух её сосняков,

её Пушкина, Стеньку

и её стариков.

Эти строки продолжают традиции русской поэзии, утверждавшей внутреннюю связь с Родиной основой бытия и любви к миру. Вспомним стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841), А.А. Блока «Россия» (1908), С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914) и других поэтов. Эта связь ярко выражена в восклицании лирического героя Есенина:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В последних строках стихотворения Евтушенко провозглашается мысль, что бессмертие человека — в вечной жизни Родины, а не в личном бессмертии:

если будет Россия,

значит, буду и я.

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

И ее стариков.

Если было несладко,

Я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

(полный тайных тревог)

И мои, и чужие

Заметая следы.

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

В поэзию Евгений Александрович Евтушенко приходит на волне «оттепели шестидесятников». Яркий, самобытный талант сразу обратил на себя внимание читателей и критики. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России.
Стихотворение «Идут белые снеги» одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вопросах вечных: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.
Идут белые снеги,
Как по нитке скользя-
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя.
Чем-то души, бесследно
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Чем внимательнее вчитываешься в стихотворение, тем больший философский смысл открывается за этими, казалось бы, нехитрыми строками. Здесь и связь поколений, и понимание того, что обрести бессмертие можно только в истинном творчестве, и великая, всепобеждающая любовь к Родине.
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом.
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Не противоречием, а едва намечающейся, робкой надеждой звучат слова о народной памяти, возможности оставить свое имя в истории этой великой страны.
И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть самую малость
я России помог.
Пусть она позабудет
про меня без труда,
только пусть она будет
навсегда, навсегда.
Вслед за своими великими предшественниками: Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым - Евтушенко высказывает пожелание-надежду в бессмертие России, а значит, и свое.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня...
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
В стихотворении поэт использует любимый прием - кольцевую композицию. Рефреном звучит фраза «идут белые снеги». Это счастливая находка мастера, помогающая ему показать незыблемость в веках природы и России, и связь времен, и быстротечность времени.
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои и чужие
заметая следы...
Это одно из лучших стихотворений и в зрелом творчестве Евгения Александровича Евтушенко - одаренного, яркого, самобытного поэта.

Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».

«Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя».

Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».

«Чьи-то души, бесследно
Растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли».

Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.

«Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда».

Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и в обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.

«Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –
для России я жил».

Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке стихотворения, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.

«Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда…»

Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели.
Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно.
Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.