Меню
Бесплатно
Главная  /  Хобби   /  Демонстрационный огэ по обществознанию. Демонстрационный огэ по обществознанию Что относится к полномочиям Президента РФ

Демонстрационный огэ по обществознанию. Демонстрационный огэ по обществознанию Что относится к полномочиям Президента РФ

стве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите

в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поряд-

ковые номера черт отличия.

1) свободные выборы на конкурентной основе

2) пресечение нарушений общественного порядка

3) наличие руководителей органов исполнительной власти

4) развитое гражданское общество

Черты сходства Черты отличия

16. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов:

К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент

Из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и об-

Д) многопартийная система

1) демократический

2) тоталитарный

Установите соответствие между признаками и типами (видами) политических ре-

Жимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий эле-

Мент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ (ВИДЫ) ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) навязывание обязательной государственной идеологии

Б) проведение свободных выборов на конкурентной основе

В) многопартийная система

Г) правовое государство

Д) политические репрессии

1) демократический

2) тоталитарный

Политика и политическая культура 119

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(А) В государстве Z периодически проводятся парламентские выборы, однако на них пред-

ставлены только кандидаты от правящей партии. (Б) Вызывает опасение то, что в средствах

массовой информации представлена только позиция правительства. (В) Вероятно, в стране Z

установлен антидемократический режим.

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В стране Z выборы в парламент проводятся каждые 4 года. (Б) Очень важно, что изби-

ратели могут свободно делать свой выбор из нескольких альтернативных кандидатов. (В) Ду-

мается, это свидетельствует о том, что страна Z - демократическая.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

К деятельности органов исполнительной власти относится

1) разработка бюджета государства

2) назначение выборов президента

3) утверждение изменения границ между субъектами

Что из перечисленного ниже относится к компетенции Правительства РФ?

2) объявление амнистии

3) присвоение почётных званий РФ

4) разработка и принятие законов

Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?

А. Федеральное Собрание является высшим органом исполнительной власти в РФ.

Б. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государствен-

ной Думы.

Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным Собранием

1) постановление 3) указ

2) распоряжение 4) закон

Что относится к полномочиям Президента РФ?

1) управление федеральной собственностью

2) разработка и принятие государственного бюджета

3) утверждение изменения границ между субъектами РФ

4) определение основных направлений политики государства

Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?

А. Президент РФ является главой государства.

Б. Президент РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Правительство РФ

1) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека

2) разрабатывает и принимает законы

3) выступает гарантом Конституции РФ

4) решает вопросы предоставления гражданства РФ

1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия. 1) назначение руководителей органов исполнительной власти 2) пресечение нарушений общественного порядка 3) свободные выборы на альтернативной основе 4) проведение политических репрессий Черты сходства Черты различия 2. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) 1. право на участие в управлении делами государства 2. право на неприкосновенность личной жизни 3. право на отдых 4. право избирать и быть избранным 5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь Запишите в таблицу А Б В Г Д 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой (А) Социальный статус характеризует положение человека в обществе. (Б) Человек имеет возможность изменять свой статус. (В) Вероятно, одна из основных причин продвижения по социальной лестнице заключается в том, что человек хочет занять более престижную позицию в обществе. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социально-экономические

Тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия. 1) назначение руководителей органов исполнительной власти 2) пресечение нарушений общественного порядка 3) свободные выборы на альтернативной основе 4) проведение политических репрессий Черты сходства Черты различия 2. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) 1. право на участие в управлении делами государства 2. право на неприкосновенность личной жизни 3. право на отдых 4. право избирать и быть избранным 5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь Запишите в таблицу А Б В Г Д 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой (А) Социальный статус характеризует положение человека в обществе. (Б) Человек имеет возможность изменять свой статус. (В) Вероятно, одна из основных причин продвижения по социальной лестнице заключается в том, что человек хочет занять более престижную позицию в обществе. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социально-экономические

1) При демократии всегда есть выбор.__________________________________________
2) Демократия - это признание того, что все мы как общество ответственны друг за друга.___________________________________________________________
ВОПРОС:
Почему в большинстве развитых стран мира, как и в современной России, установлен демократический режим??

сформулируйте предпосылки установления недемократического режима в государстве, используя материал из курса истории. (Из рабочей тетради

Хромовой) Там схема разделенная на 5 пунктов, и все стрелочки ведут к "Установление демократического режима"

Термин "форма правления" используется для обозначения

1) методов осуществления государственной власти
2) структуры и полномочий высших органов власти
3) взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями
4) распределения законодательных, исполнительных и судебных функций
2. Одна из форм правления -
1) диктатура 2) республика 3) федерация 4) демократия
3. Одна из форм государственного устройства -
1) тоталитарное государство 2) унитарное государство
3) президентская республика 4) монархическое государство
4. Главой государства Z является принц, получающий власть по наследству. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z - парламентская монархия?
1) Вся полнота государственной власти сосредоточена в руках принца.
2) Закон предусматривает передачу престола только по мужской линии.
3) Принц является главнокомандующим армией.
4) Властные полномочия принца ограничены конституцией.
5) Права и возможность получать образование на родном языке.
5. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z - унитарное?
1) Граждане данного государства имеют право на двойное гражданство.
2) Исполнительную власть осуществляет правительство.
3) В государстве действуют несколько политических партий.
4) Государство поделено по территориальному признаку, регионы не имеют политической самостоятельности.
6. Верны ли следующие суждения о формах государства?
А. В монархии власть принадлежит наследственному правителю.
Б. В любом федеративном государстве официально признаны несколько государственных языков.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
7. Понятие "политический режим" отражает
1) характер взаимосвязи гражданина и государственной власти
2) способ организации верховной государственной власти
3) способ взаимосвязи территориальных государственных образований
4) статус регионов внутри государства
8. Для какого политического режима характерны свободные выборы в органы государственной власти, гарантия прав человека?
1) авторитарного 2) тоталитарного 3) демократического 4) диктаторского

А 1. Укажите специфические признак

права, отличающий его от других форм
социального регулирования
1/ социальная ценность 2/ обеспечивается
возможностью применения
государственного принуждения
3/ поддерживается силой общественного
мнения 4/ связью с моралью
А 2. Среди перечисленных
правонарушений преступлением является
1/ торговля продуктами питания в
неустановленном месте 2/ неуплата долга
3/ появление на работе в нетрезвом виде 4/
злостное уклонение от уплаты алиментов
А 3. Верны ли следующие суждения?
А. Источником власти и носителем
суверенитета в РФ является
многонациональный народ – гласит
конституционный принцип разделения
властей.
Б. Конституция РФ 1993г не относит
Президента РФ ни к одной из трех ветвей
власти.

неверны
А 4. Содержание политики определяют
1/ отношения между частными лицами по
поводу власти
2/ отношения между малыми группами
людей по поводу власти
3/ отношения между негосударственными
организациями по поводу заключения
сделки
4/ отношения между большими группами
людей по поводу власти
А 5. В государстве Н. основным органом,
осуществляющим законодательную
деятельность, является Национальное
собрание, формируемое выборным путем.
Национальное собрание создает и
принимает законы, которые утверждает
король. Правительство несет
ответственность перед Национальным
собранием. Какова форма правление в
государстве Н?
1/ сословно-представительная монархия 2/
абсолютная монархия
3/ парламентская монархия 4/
парламентская республика
А 6. Верны ли следующие суждения о
разделении властей?
А. Разделение властей способствует
исключению концентрации власти в руках
одного человека.
Б. Разделение властей способствует
четкому разграничению функций между
ветвями государственной власти.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
А7. Верны ли следующие суждения о
государстве?
А. наличие собственной территории не
является обязательным признаком для
государства.
Б. установление и взимание налогов на
территории государства – это монопольное
право государства.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
А 8. Укажите форму непосредственного
участия граждан в управлении
государством, закрепленную Конституцией
РФ.
1/ митинги 2/ петиции 3/ референдум 4/
народная инициатива
А 9. Тоталитарное государство
характеризуется
1/ наличием экономической
самостоятельности граждан, основанной
на частной собственности
2/ идеологическим плюрализмом
3/ действием независимых средств
массовой информации
4/ отсутствием оппозиционных партий и
движений
А 10. Правовое государство отличает
1/ принцип разделения властей 2/
суверенитет
3/ независимая внешняя политика 4/
наличие армии
А 11. Какое суждение является верным?
А. Законы в РФ принимает Правительство
РФ.
Б. Обычный гражданин не обладает
правом законодательной инициативы.
1/ верно только А 2/ верно только Б 3/
верны оба суждения 4/ оба суждения
неверны
В 1. В приведенном списке указаны черты
сходства президентской и парламентской
республик и четы отличия президентской
республики от парламентской. Выберите и
запишите ответ в таблицу.
1/ власть сменяема, избирается на
определенный срок
2/ избрание населением главы государства
3/ ответственность правительства перед
главой государства
4/ законодательно закреплена
подотчётность и ответственность власти
за результаты своей деятельности.
Черты сходства Черты отличия
В 2. Установите соответствие между
чертами политических режимов и их
типами.
Черты политических режимов:
А) оппозиция допускается, но находится
под строгим контролем Б) правовое
государство
В) полный контроль государства за всеми и
каждым Г) подавление любой оппозиции
Д) равенство всех перед законом Е)
насаждение единой идеологии
Типы политических режимов: 1)
демократический 2) авторитарный 3)
тоталитарный
В 3. Установите соответствие между
органами государственной власти в РФ и
ветвями власти.
Органы государственной власти в РФ:
А) администрация Приморского края Б)
Федеральное собрание
В) Министерство культуры Г) городская
дума
Д) Правительство РФ Е) Департамент
образования Москвы
Ветви государственной власти: 1)
законодательная 2)

В 1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти 3) свободные выборы на альтернативной основе 4) вынесение приговоров внесудебными органами. Черты сходства. Черты сходства. Черты различия. Черты различия.

Слайд 13 из презентации «ГИА по обществознанию» . Размер архива с презентацией 744 КБ.

Обществознание 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Виды врачей» - Офтальмологи. Стоматолог общего профиля. Обучение. Специалист. Терапевт. Врач-гигиенист. Стоматологический факультет. Врачи - лаборанты. Педиатр общего профиля. Лечебный факультет. Терапевтическая стоматология. Врачи общей практики. Выпускник. Вступительные экзамены. Врачи-хирурги. Фармацевтический факультет. Фармацевтические фабрики. ЛОР-врачи. Врач акушер-гинеколог. Специальность. Педиатрический факультет.

«Косметолог» - Пути получения профессии. Личностные и профессиональные качества медсестры. Общеобразовательная подготовка. Трудоустройство. Косметология. Чем занимается косметолог. Личностные и профессиональные качества косметолога. Медицинский колледж. Медицинские ограничения. Стоимость обучения курсов. Медсестра. Медицинское образование. Учебные заведения и вступительные экзамены. Косметолог.

«Классификация профессий» - Выбор профессии. Библиотекарь. Мир профессий. Отделы профессий. Группы профессий. Повар-кондитер. Формула профессии. Вопрос профессионального самоопределения. Проект «Мир профессий». Фельдшер. Типы профессий. Опрос в школе. Классификация профессий. Жизненные планы. Будущие профессии. Требования к профессии повар-кондитер. Партнёры. Классы профессий. Результаты. Учитель. Требования профессии к человеку.

«Субкультура скинхедов» - Скинхеды. Каждый человек имеет право на выбор. Музыка. Появление скинов. Зарождение движения. Внешний вид. Символика. Различия между отдельными видами МС. Направления движения. Хардкор. Скины.

«Судовой механик» - Востребованность и общественная значимость. Судовой механик. Профессионально важные качества. История профессии. Возможность профессионального роста. Судовому механику приходится часто находиться вдали от дома. Опыт профессии. Первые механики. Колледжи. Описание профессии. Уровень оплаты. Условия работы. Контроль основных и вспомогательных судовых машин. Учебные заведения по профессии. Предъявляемые требования к специалисту.

«Военно-промышленный комплекс РФ» - Проблемы ВПК. Бронетанковая промышленность. Перспективы развития. География ВПК. Фронтовой истребитель. Города - невидимки. Ракетно - космическая промышленность. Артиллерийско - стрелковое оружие. Авиационная промышленность. Гражданская продукция. Космодромы. Главные факторы размещения ВПК. Судостроение. Основные даты и события в формировании армии. Представление об особой роли ВПК. Производство ядерного оружия.

А1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти
2) командно-административные методы управления
3) господство одной общеобязательной идеологии
4) защита прав и свобод граждан

А2. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность

А3 . Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

А4. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют:

1) гражданским обществом 2) многопартийностью
3) федерацией 4) правовым государством

А5 . Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является:

1) либеральным 2) демократическим 3) революционным 4) авторитарным

А6 . Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного ниже характеризует любую политическую партию?

1) наличие региональных отделений
2) выражение интересов общества в целом
3) исключительное право издавать общеобязательные законы
4) притязание на власть, участие во власти

А8 . Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти 2) политический режим
3) распределение власти по территории страны 4) политическая система

А9 . Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. В нашей стране подписывает и обнародует законы:

1) глава правительства 2) президент
3) председатель Совета Федерации 4) генеральный прокурор

А11. Отличительным признаком федеративного государства является:

1) избрание высших органов государственной власти
2) верховенство исполнительной власти
3) наличие органов местного управления
4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

А12. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент - коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.

1) верно только А 2) верно только Б

А13 . В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?

1) республика 2) монархия 3) федерация 4) демократия

А14 . В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах
2) избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов
3) избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы
4) участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу

А15. Верны ли суждения о формах государственно-территориального устройства?

А. Основными формами государственно-территориального устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Б. Современная Россия является примером конфедерации.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А16. Верховная власть в государстве Z. передаётся по наследству. Какая форма правления в этом государстве?

1) федерация 2) унитарное государство 3) монархия 4) республика

А17. Политика – это:

1) сфера общества, призванная обеспечить деятельность научных, религиозных, образовательных учреждений и организаций

2) сфера приложения сил наиболее сознательной части общества

3) сфера отношений, складывающихся в процессе материального производства

4) сфера взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью власти

А18. Для государства Z. характерна известная степень самостоятельности образующих его земель, существует двойная система судопроизводств, гражданско-правового кодекса. Центральное правительство не обладает правом одностороннего изменения границ государства, а земли, соответственно правом выхода из него в одностороннем порядке. Какова форма государственно – территориального устройства государства Z.?

1) унитарное государство 2) автономия

3) федерация 4) конфедерация

А19. Исполнительные органы местного самоуправления:

1) устанавливают местные налоги и сборы

2) утверждают местный бюджет

3) осуществляют правотворческую деятельность в объеме своих полномочий

4) распоряжаются имуществом и объектами муниципальной собственности

А20 . Верны ли суждения о разделении властей?

А) Разделение властей способствует исключению концентрации государственной власти в руках одного человека.

Б) Разделение властей способствует чёткому разграничению функций между ветвями государственной власти.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) является (ются) выражением народовластия;

2) проводится (ятся), как правило, регулярно;

3) служит формой демократии;

4) предполагает выдвижение кандидатов.

Ответ:

В2. Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) заслушивает ежегодные отчёты Правительства 1) Президент

Российской Федерации о результатах его деятельности; 2) Правительство

Б) осуществляет руководство внешней политикой 3) Государственная дума

Российской Федерации; 4) Совет Федерации

В) утверждает изменения границ между субъектами

Российской Федерации;

Г) управляет федеральным имуществом;

Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и

предоставления политического убежища;

Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику;

Ж) принимает Федеральные законы

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

1) отражают факты

2) выражают мнения

В стране Z. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные российские средства массовой информации (СМИ) от государственного контроля?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и

1) мнения опрошенных граждан разделились примерно пополам

2) каждый пятый считает российские СМИ абсолютно свободными от государственного контроля

3) каждый десятый опрошенный считает, что российские СМИ находятся под абсолютным контролем власти

4) около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства

5) большинство опрошенных считают, что российские СМИ находятся под полным контролем государственных властей

Ответ:___________

В5 . Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.

2) в обществе наблюдается резкое социальное расслоение

3) в стране Z. развиваются демократические процессы

4) основная масса населения недовольна качеством СМИ

5) правительству страны Z. следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ

Ответ:___________

Часть III.

Гражданское общество.

Гражданское общество - это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я - член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» - очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2.

С3 . Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Сфера политики и социального управления».

ГИА

2 - вариант.

Часть I.

А1. Укажите политическую партию, исходя из её участия в осуществлении власти:

1) коммунистическая 2) оппозиционная

3) левая 4) кадровая

А2. В государстве Z. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несёт перед президентом. Какова форма правления государства Z.?

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) полупрезидентская республика

4) парламентская республика

А3 . Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Выборы являются действием органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности.

Б. Выборы представляют собой закрепление путём голосования заранее определённых сотрудников органов исполнительной власти.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Содружество Независимых Государств, созданное по итогам встречи глав России, Украины, Белоруссии в Беловежской пуще 7-8 декабря 1991 года, представляет собой пример:

1) конфедерации 2) федерации 3) унитарного государства 4) автономии

А5 . К функциям политики не относится:

1) регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями

2) отстаивание частных интересов граждан

3) подержание общественного порядка, целостности и стабильности общества

4) обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства

А6 . Верны ли следующие суждения о способах формирования у гражданина умений политического действия?

А. Способом формирования у гражданина умений политического действия является включение его в общественно - политическую жизнь.

Б. Способом формирования у гражданина умений политического действия является освоение им только политических знаний.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. К признакам демократии не относится:

1) назначение основных органов власти

2) равноправие граждан

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений

4) признание народа источником власти

А8 . Государство Z. установило на территории своей страны единый правопорядок, издаёт законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует:

1) территориальную целостность 2) внешний суверенитет

3) полновластие нации 4) внутренний суверенитет

А9 . Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление входит в систему государственной власти.

Б. Местное самоуправление характеризуется многообразием форм его осуществления.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. В государстве Z. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, политический, идеологический и экономический плюрализм. Граждане не могут оказывать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами общественной жизни. какой политический режи существует в государстве Z.?

3) тоталитарный 4) тиранический

А11. Компонентом гражданского общества в сфере духовной культуры выступает:

1) объединение защитников окружающей среды

2) педагогическое общество

3) правозащитная организация

4) благотворительный фонд

А12. Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?

А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А13 . Организация N. стремится воздействовать на власть для того, чтобы она обеспечила экологическую безопасность своего региона. В состав организации входят учёные, студенты, журналисты, бизнесмены, спортсмены, депутаты городского собрания, пенсионеры, имеющие различные идеологические позиции. Данная организация это:

1) политическое движение 2) правозащитная организация

3) муниципальный комитет 4) политическая партия

А14 . Укажите государство, исходя из формы государственно-территориального устройства:

1) демократическое 2) тоталитарное 3) монархическое 4) федеративное

А15. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Сущность разделения властей состоит в том, что три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) должны быть независимы друг от друга.

Б. Сущность разделения властей состоит в том, что когда действует одна власть, другие останавливают свою деятельность.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А16. Партия N. является немногочисленной по своему составу. Она не имеет постоянного жёсткого членства. Фактически настоящие члены партии - профессиональные политики, которые стремятся к получению власти. Поэтому партия N. и создана для целей избирательных компаний. Эта партия- :

1) массовая 2) кадровая 3) консервативная 4) левая

А17. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает остальные?

1) форма правления

2) политический режим

3) форма государственно - территориального устройства

4) форма государства

А18. Признаком правового государства выступает:

1) полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека

2) периодические выборы в органы государственной власти

3) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права

4) наличие правоохранительных органов

А19. Референдум в отличие от выборов:

1) реализует право граждан на участие в управлении государственными делами

2) является узаконенной формой влияния населения на политическую жизнь

3) выступает проявлением непосредственной демократии и волеизъявления народа

А20 . Верны ли суждения об активном избирательном праве?

А) Активное избирательное право означает право избирать в органы государственной власти.

Б) Активное избирательное право означает право быть избранным в Государственную Думу..

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Часть II.

В1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

В2. Установите соответствие между органами государственной власти РФ и её ветвями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТВИ

ВЛАСТИ В РФ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) администрация Краснодарского края 1) законодательная

Б) Федеральное собрание 2) исполнительная

В) Министерство внутренних дел РФ

Г) городская дума

Д) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры:

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую форму участия в политической жизни вы предпочитаете?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый десятый опрошенный предпочитает в качестве формы участия в политической жизни страны встречи с политическими деятелями.

2) Четверть опрошенных не считает участие в выборах в качестве предпочтительной формы участия в политической жизни страны.

3) Направление обращений и писем в органы власти среди опрошенных более популярно, чем деятельность в политических партиях, движениях.

4) Опрошенные больше предпочитают участвовать в митингах, демонстрациях, чем приходить на встречи с политическими деятелями.

5) Направление обращений и писем в органы власти как форма участия в политической жизни страны получило среди опрошенных такую же поддержку, что и участие в митингах, демонстрациях и деятельность в политических партиях, движениях, вместе взятые.

Ответ:______________

В5 . Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наиболее популярной формой участия населения региона в политической жизни страны является деятельность в политических партиях.

2) Жители региона используют различные формы участия в политической жизни страны.

3) Подавляющее большинство населения региона проявляет интерес к избранию должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемому при помощи голосования.

4) Демократизация политических отношений, по мнению опрошенных, позволяет усилить влияние человека на властные структуры.

5) Значительная часть жителей региона предпочитает форму участия в политической жизни страны, в которой отсутствует принцип непосредственности демократии

Ответ:______________

Часть III.

«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет. (…)

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издаёт законы, временные или постоянные, и справляет или отменяет существующие законы, в силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной. – Авт.) он карает преступников и разрешает столкновения частных

лиц. (…)

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Всё погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении составленном из сановников из простых дворян или простых людей были соединены это три ветви: власть создавать законы власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третье. (…)

Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности ещё как-то ограничивать её; кроме того, предметом её деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения».

(Монтескьё Ш. О духе законов М.1999. С137, 1380139.)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. О каких видах власти существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или в одном учреждении?

С3. Используя содержание текста, заполните таблицу.

С4. Почему, по мнению автора должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три причины разделения властей.

С5. В одном телевизионном ток-шоу, посвящённой реформе политической системы, один из участников утверждал, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Привлекая текст и обществоведческие знания, сформулируйте два аргумента (обоснования), которые могли бы использовать критики данной точки зрения. Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

С6. Характеризуя законодательную власть, автор отмечает, что она «издаёт законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы». Согласны ли вы с тем что «законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Тема: « Сфера политики и социального управления ».

КЛЮЧ

Часть I

1 – вариант

2 – вариант

А 4

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Часть II

1324 – 1 балл

1234– 1 балл

3142123 – 2 балла

21212- 2 балла

121– 1 балл

122 – 1 балл

134– 1 балл

235– 1 балл

15 – 1 балл

23 -– 1 балл

Часть III

1) состав гражданского общества;

2) задачи организаций гражданского общества;

3) степень развития гражданского общества у нас и на Западе;

4) значение групп гражданского общества для жизнедеятельности человека.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) три рода власти в государстве;

2) условия, создающие угрозу свободе в государстве;

3) умеренный образ правления;

4) законодательная и исполнительная власть: система сдержек и противовесов

Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:

элементы.

1) виды власти, существующие в каждом государстве: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

2) последствия, к которым может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении: утрата свободы власть произвола.

В ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:

1) член союза потребителей;

2) член клуба содействия пожарникам;

3) прихожанин храма;

4) посетитель спортивного клуба;

5) посетитель общественной библиотеки.

Могут быть даны иные проявления гражданского общества

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу.

1) Законодательная – создание законов, их отмена или исправление.

2) Исполнительная – объявление войны или заключение мира, отправление или приём послов, обеспечение безопасности.

3) Судебная – наказание преступников, разрешение столкновений частных лиц.

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки.

В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:

1. Право потребителя. Каждый гражданин может получить помощь со стороны «Союза потребителей» в случае если он получил некачественные товар в магазине.

2. Право на благоприятную экологическую среду. Граждане объединяясь в общественные организации протестуют против вырубки лесов для строительства автомагистрали через территорию заповедника.

Могут быть указаны и иные права и приведены соответствующие им примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) ответ на вопрос: по мнению автора, разделение властей создаёт возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью;

2) причины разделения властей:

Исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;

Разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственный полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;

Гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины разделения властей.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип как верховенство законов;

2) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип приоритет прав и свобод человека;

3) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип подчиненность государства законам.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) два аргумента (объяснения) например:

Законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;

Законодательная власть является верховной но не абсолютной.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

2) фрагмент текста , например:

- « … различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»;

- «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим…»;

- «законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти».

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1) в малой группе проще добиться любви и уважения;

2) межличностные отношения возникают только в малой группе.

Аргументы в опровержение:

1) публичные люди: политики продолжают себя чувствовать людьми и общаясь с огромным количеством людей (президент со всей нацией);

2) возможности для самореализации своих возможностей в больших группах значительно выше.

Могут быть приведены и иные аргументы.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) два аргумента (объяснения) например:

В случае согласия может быть указано:

Исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы её действия в её собственной природе- исполнять то, что принято законодательной властью: принято – исполнять, не принято – не исполнят;

Предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому её ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества.

В случае несогласия может быть указано:

Отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

Законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализации постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям всего общества.

Могут быть приведены и иные аргументы.

С1 – 2 балла

С2 – 2 балла

С3 – 2 балла

С4- 3 балла

С5- 2 балла

С6 – 2 балла

ИТОГО – 39 баллов