Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота, мода, стиль  /  Критерии личного письма по английскому. Как правильно написать и оформить письмо на английском языке. Структура письма на английском языке

Критерии личного письма по английскому. Как правильно написать и оформить письмо на английском языке. Структура письма на английском языке

Тема: задание 39 – написание личного письма.


Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний Новгород.
Описание материала: Вашему вниманию предлагается правила написания различных видов писем личного характера.
Назначение материала: данный материал будет полезен для учителей, учащихся, репетиторов, которые стремятся добиться определённого уровня подготовки обучающихся по иностранному языку с целью сдачи единого государственного экзамена по английскому языку.
Цель: подготовка к ЕГЭ по английскому языку.
Задачи:
- ознакомить со стратегией выполнения задания 39 – написание личного письма;
- познакомить с объёмом и структурой написания письма;
- обратить внимание на виды писем;
- указать характерные черты личных писем;
- рекомендовать использовать языковой репертуар при написании различных писем личного характера;
- обратить внимание на уточнение критериев оценивания задания 39.

ЕГЭ по английскому языку. Личное письмо – задание 39.

Основное назначение ЕГЭ по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения.
В задании базового уровня необходимо написать личное письмо хорошим знакомым, друзьям, родственникам или зарубежному другу по переписке в ответ на письмо, отрывок из которого приводится в задании. В нём рассказывается о последних новостях, личных проблемах, запрашивается нужная информация или совет. Такого рода письма обычно пишутся с использованием разговорного (неофициального) стиля речи.
Требуемый объём личного письма в задании 39 - 100-140 слов. Допускается отклонение от заданного объёма, но оно не должно превышать 10% (154 слова), проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитывают от начала работы 140 слов и оценивают только эту часть письма. Если объём задания менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов.
При определении соответствия объёма представленной работы считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчёту. При этом:
- стяжённые формы don’t, won’t, can’t, it’s и т.п. считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, например 25, 2017, 134 900 и т.п. считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, например 90%, 5% и т.п. считаются как одно слово;
- числительные, выраженные словами, считаются как слова;
- сложные слова, такие как fifty-five, good-looking, считаются как одно слово;
- сокращения, например TV, UK, CD, считаются как одно слово.
Данное задание оценивается (максимум 6 баллов) с точки зрения решения коммуникативной задачи (2 балла), организации текста письма(2 балла), языкового оформления текста письма (2 балла).

Letters are written for many different reasons. They may includ e:
- giving information or asking information;
- writing to apologize;
- making complaints or arrangements;
- offering suggestions;
- asking for permission or information;
- giving advice or asking for advice;
- expressing gratitude etc.
Two or more reasons for writing could appear in the same letter. We write letters to keep in touch with our friends and relatives. Writing a letter to a friend is like a conversation on paper.

Letter of information (Письмо-информация)
- I am just writing to tell you that…
- This is just to let you know that…
- I am writing to let you know that…
- You must be wondering what’s happened to us all.
- Here is our news at the moment.

Letter of apology (Письмо с извинениями)
- I am really sorry that I forgot about…
- I am writing to apologize for (в чём-либо)… to (перед кем-либо)…
- I am sorry I couldn’t make it…
- It will never happen again…

Letter of complaint (Письмо-жалоба)
- I am writing to complain to (кому-либо)… of (на что-то)…
- I must express my dissatisfaction with…
- I am afraid I must ask you…

Letter of invitation (Письмо-приглашение)
- I am writing to invite you to…
- I am having a party. Would you like to come?
- I hope you will be able to join us.
- I hope you will be able to make/do it.
- I would be pleased if you could accept my invitation.

Thank you letter (Благодарственное письмо)
- I have just read your letter. Thank you for it.
- Thank you for …ing. It seems to me that …
- I am very grateful for your answer. In my opinion,
- I am writing to thank you so much / very much for…
- It was very kind / nice of you to…
- The party was great! You were very kind / helpful / hospitable for which I am very grateful.
- I really appreciated your opinion. I agree / disagree with the idea that…
- I would like to thank you for ...
- I thank you for your help in this matter.

Congratulations letter (Письмо-поздравление)
- Congratulation on…!
- I am writing to congratulate you on passing your exams.
- You really were the best…
- You deserved…

Letter of request (Письмо-просьба)
- I wonder if it is all possible for you to ...?
- Could you please …?
- I wonder if you could …?
- I would be very grateful if you would / could …
- Would it be possible for you to …?
- I am writing to ask you for help.
- I am writing to ask you to do me a favour.
- I wonder if I could ask you to…
- I would so / really grateful if you could…

Letter of advice (Письмо-совет)
- If I were you, I would…
- I would recommend…
- My advice is to…
- It would be a good idea to…
- You should / should not…
- Why don’t you…?
- Don’t forget to…
- Have you thought of …ing?

Useful Vocabulary of a Personal Letter
Языковой репертуар личного письма

I.Address
Свой личный адрес можно указывать кратко - только город и страну.
Адрес пишется в правом верхнем углу письма: Nizhniy Novgorod, Russia
II.Date
Дата пишется под адресом в правом верхнем углу 29/05/2017 , эксперт считает дату одним словом при проверке личного письма. Возможны другие варианты: May 29 th, 2017 или 29 May, 2017.

III. Greeting
Dear Sally,
Обращение пишется не посередине листа, а на его левой стороне, без отступа на красную строку через одну строку от адреса. Обращение: Dear + имя, которое вы найдёте в задание. После обращения не забывайте поставить запятую. После обращения приступайте к написанию основной части письма. Каждый новый абзац следует писать с красной строки.

IV. Introduction.
В первом абзаце пишется благодарность за полученное письмо и указывается ссылка на предыдущие контакты.
Сожаление:
I have not heard from you for some time but I hope…
It has been a long time since I last heard from you;
As I haven’t heard from you for ages I thought I would write to see how you are / how you are getting on.
Радость:
I got your letter yesterday, and decided to write back straightaway;
It was so good /nice to hear from you;
I always enjoy reading what you have been doing;
I"m so/really glad / happy / pleased to hear from you;
It"s very nice / kind of you to write about … and send me your funny/excellent photos.
Благодарность:
Thank you / Thanks /A lot of thanks for your recent letter;
Thanks for your letter. It was interesting / good to hear that… (give example);
Thank you for writing such a long and funny letter.
Извинения:
I"m so/really/awfully sorry that I haven"t written for so long/ages, but … (give reason);
Excuse me for not writing so long;
First I want to apologize for not writing so long.
Сообщение новостей:
Now about what has happened to me /all of us;
A few things have happened since I wrote last;
Here"s our news at the moment.
Удивление:
Just imagine!
I don"t believe it!
Have you heard that...?
Do you know what?

V. Body of the letter.
Второй абзац - основная часть письма или цель написания. Ответы на три вопроса.
In your letter you ask me about … / you wanted to know if...
So I"m going to answer your questions.
Anyway, I"m writing to tell you about .../to answer your questions about...
Anyway, let me answer your questions now.
I personally think... / as for me…
Возможно использование неофициального стиля и выражений, таких как “By the way”, “Also”, “So”, “Well”, “That is why”, “Oh”, “Besides”, “As for”, “Anyway”.

VI. Asking questions.
Третий абзац – задаём свои три вопроса в соответствии с заданием.
Вопросы другу по переписке должны быть развёрнутые. Желательно использовать вопросы разных типов.
I also have a few questions for you.
I’m curious about…
Could you tell me about…?

VII. Reason to stop writing.
Четвёртый абзац - причина невозможности дальнейшего написания письма.
Well, that’s all my news.
Well /Sorry but /It"s a pity but /unfortunately / unluckily I can"t write any longer /I have to stop writing because … I must ... /have to …;
Excuse me but it"s time for me to ... (go to bed; do homework; sit for my tomorrow"s exam; tidy my room; do a project in English, etc.

VIII. Final phrases.
Заключение, в котором пишутся завершающие фразы. Например:
I"m looking / look forward to hearing from you;
I cannot wait to hear how you did in your exams, so write as soon as you know;
Write back soon, telling me what you have been up to;
Please write to me again soon, and tell me all your news;
That’s about all from me. What about you? Write back soon, telling me what you have been doing recently;
Give… my regards if you see…, and tell… to drop me a line;
Say hello to …from me. I am looking forward to your next letter, so write soon!
Write and tell me your decision.

IX. Signature.
Личная подпись. Например:
Выбрав одну из фраз, нужно имя написать после запятой на следующей строке и после него точку не ставить.
All the best,
Yours sincerely,
With best wishes,
Lots of love/love,
So long,
Olga

Рекомендации:
- внимательно прочитайте инструкции и отрывок из письма друга на английском языке;
- наметьте план своего ответного письма;
- не забудьте написать адрес и дату в правом верхнем углу;
- напишите обращение слева и поставьте запятую;
- во вступительной части письма выразите благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написали ответ;
- в основной части письма ответьте на все заданные вопросы и задайте свои вопросы другу по переписке в соответствии с заданием;
- укажите причина невозможности дальнейшего написания письма;
- упомяните в заключительной части письма о будущих контактах, побудите к ответному письму;
- напишите личную подпись, выбрав фразу и поставив запятую, на следующей строке напишите имя (после него точку не ставить);
- проверьте содержание письма и правильность его организации.
Желаю успеха!

Критерии оценивания выполнения задания С1 «Личное письмо»

Критерии оценивания

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Решение коммуни­кативной задачи

Задание выполнено пол­ностью : даны полные ответы на три задан­ных вопроса. Правильно выбрано об­ращение, за­вершающая фраза и под­пись.

Есть благодарность, упо­минание о предыду­щих контак­тах, выражена надежда на будущие контакты

Задание выполнено: даны ответы на три задан­ных вопроса, НО на один воп­рос дан не­пол­ный ответ.

Есть 1–2 на­рушения в стилевом оформлении письма И/ИЛИ от­сутствует благодар­ность, упо­минание о предыдущих /будущих контактах

Задание выполнено частично: даны ответы на заданные вопросы, НО на два воп­роса даны неполные от­веты ИЛИ ответ на один вопрос отсутствует.

Имеется более 2-х на­рушений в стилевом оформлении письма и в соблюдении норм вежли­вости

Задание не выполнено: отсутствуют ответы на два вопроса ИЛИ текст письма не соответству­ет требуе­мо­му объему

Организа­ция текста

Текст логич­но выстроен и разделен на абзацы; правильно использова­ны языко­вые средства для передачи логической связи; оформ­ление текста соот­ветствует нор­мам письменного этикета

Текст в ос­новном ло­гично выст­роен, НО име­ются недостатки
(1–2) при использова­нии средств логической связи И/ИЛИ деле­нии на абза­цы.

ИЛИ имеют­ся отдельные нарушения в структурном оформлении текста пись­ма

Текст выст­роен нело­гично; допу­щены мно­го­численные ошибки в струк­турном оформле­нии текста пись­ма ИЛИ оформ­ление текста не соответст­вует нормам письмен­ного этикета, при­нятого в стра­не изучаемого языка

Лексико-граммати­ческое оформление текста

Использова­ны разно­об­раз­ная лек­сика и грам­матические структуры, соответству­ющие по­став­ленной коммуника­тивной зада­че (допус­ка­ется не бо­лее 2-х язы­ковых оши­бок, не за­труд­няющих понимание)

Имеются языковые ошибки, не затрудня­ющие пони­мание (до­пус­кается не более 4-х не­грубых язы­ковых оши­бок) ИЛИ языковые ошибки от­сутствуют, но использу­ются лекси­ческие еди­ни­цы и грам­матические структуры только эле­ментарного уровня

Имеются языковые ошибки, не затрудня­ющие пони­ма­ние (до­пус­кается не более 5 не­грубых язы­ковых оши­бок) И/ИЛИ допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание (не более
12 грубых ошибок)

Допущены многочис­ленные язы­ко­вые ошиб­ки, которые затрудняют понимание текста.

Орфогра­фия и пунк­туация

Орфографи­ческие и пунктуаци­онные ошиб­ки практи­чески отсут­ст­вуют (до­пускается не более 2-х, не затрудня­ющих пони­мание текста)

Допущенные орфографи­ческие и пунктуаци­онные ошиб­ки не затруд­няют пони­мание (допу­скается не более 34 ошибок)

Допущены многочис­лен­ные орфо­графи­ческие и пунк­туаци­онные ошиб­ки и/или до­пущены ошибки, кото­рые затрудняют понимание текста

1. Задание С1 (личное письмо) оценивается по критериям К1–К4 ГИА (максимальное количество баллов – 10).

2. При получении учащимся 0 баллов по критерию «Содержание» задание С1 оценивается в 0 баллов.

3. Если объём письма менее 90 слов, то задание оценивается в 0 баллов.

Если объём более 132 слов , то проверке подлежат только 120 слов , т.е. та часть личного письма, которая соответствует требуемому объёму.

4. При определении соответствия объема представленной работы требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету.

При этом: − стяженные (краткие) формы (например, I"ve, it"s, doesn"t, wasn"t) считаются как одно слово;

− числительные, выраженные цифрами (например, 5; 29; 2010, 123204) считаются как одно слово;

− числительные, выраженные словами (например, twenty-one), считаются как одно слово;

− сложные слова (например, pop-singer, English-speaking, thirty-two) считаются как одно слово;

− сокращения (например, UK, e-mail, TV) считаются как одно слово.

“Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили … ”

Вот если бы дядя Федор так начал свое письмо на экзамене по английскому языку, он бы точно не набрал максимальный балл за письмо. Почему?!

Ответ – в самой полной статье о том, как правильно и максимально написать личное письмо на ЕГЭ!

Общая информация

Задание “Письмо” на ЕГЭ по английскому языку является заданием базового уровня сложности и похоже на в экзамене , но имеется пара отличий:

  • в письме на ЕГЭ нужно написать три вопроса другу на заданную тему
  • так как школьник наш уже в 11 классе, то и лексику, и грамматику в письме уже следует использовать посложнее

Задание 39 рекомендую выполнять не более 20 минут , а после определенной тренировки ученик сможет писать это письмо сразу в бланк ответа на экзамене, чтобы не терять драгоценное время при переписывании с черновика на чистовик, что я бы и порекомендовала.

Максимум за это задание можно получить 6 баллов , и сделать это легко, если правильно понимать, по каким критериям эксперты оценивают письмо.

Критерии оценки

На сайте ФИПИ можно найти следующий документ с критериями оценки письма:

Не будем пугаться многобукаф, а разберем каждый критерий подробнее на примере ответа на вот это письмо-стимул .

You have received a letter from your English-speaking pen friend Mary who writes

…Summer is coming and I want to look my best: healthy, energetic and physically fit. So I’m trying to eat plain, simply cooked natural food, have enough sleep at night and I have recently joined our local fitness club. Do you do anything special to stay healthy? What makes people healthy and strong? What do you think about a healthy lifestyle?

By the way, I’m going to spend a month at the seaside this summer…

Write a letter to Mary.

  • answer her questions;
  • ask 3 questions about her coming summer holidays.

Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Решение коммуникативной задачи (2 балла)

Возьмем первую колонку слева “решение коммуникативной задачи”. Что в этом пункте от ученика хотят составители экзамена?! Чтобы он:

  • дал ответы на 3 вопроса (Do you do anything special to stay healthy? What makes people healthy and strong? What do you think about a healthy lifestyle? ) + задал 3 вопроса по теме (ask 3 questions about her coming summer holidays)
  • писал неофициально (В письме использовал сокращения, например, don’t вместо полной формы do not и разговорные фразы, вроде It’s amazing to get news from you!)
  • правильно оформил письмо. То есть, корректно написал адрес-дату-вступление-заключение (пример, как их писать правильно, будет ниже)
  • не завысил и не снизил объем письма.
    В тексте задания написано, что допустимый объем – 100-140 слов, но экспертами допускается отклонение на 10% в любую сторону, то есть фактически можно написать 90-154 слов. И если будет написано меньше, то письмо не будут проверять вообще (значит ученик получит 0 баллов), а если написано больше – отчеркнут 140 слов, и все, что дальше, проверять не будут. Следовательно, если в эти 140 заветных слов не попали завершающая фраза, или ссылка на дальнейшие контакты, проверяющий просто поставит минусы по этим критериям. Но по факту, если строго следовать образцу ниже, 154+ слов написать затруднительно.

Кстати, про критерии подсчета слов . Считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата (дата в формате 20/08/2017 считается за одно слово), подпись также подлежат подсчёту. При этом:

 стяжённые (краткие) формы can’t, didn’t, isn’t, I’m и т.п. считаются как одно слово;

 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;

 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;

 числительные, выраженные словами, считаются как слова;

 сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;

 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово;

 слова, написанные неправильно, например, без дефиса well bread, будут составлять при подсчете 2 слова, а написанные wellbread как одно (т.е. подсчет идет по факту написания).

Вы обратили внимание на примечание под критериями оценки письма?! Надеюсь, обратили, и будете понимать, что если ученик получит 0 за коммуникативный аспект , то и за все письмо поставят 0. Но сделать это может только невменяемый человек, который попал на ЕГЭ по английскому, потому что ошибся дверью, то есть с теми, кто готовится к этому заданию, такое вряд ли случится.

А теперь “скелет ” письма, который выдаю своим ученикам. Предлагаю брать его за основу и просто добавлять всю запрашиваемую информацию.

(красная строка) Dear Yoda, (обращение)

(красная строка) Thank you for your recent letter. I was so glad to hear from you again. (благодарность за письмо+упоминание о предыдущих контактах)

(красная строка) You’ve mentioned that you … (тут мы реагируем на вести от друга, в нашем примере она ведет здоровый образ жизни, поэтому здесь подойдет “You’ve mentioned that you are trying to lead a healthy life and I totally approve of your decision.”) Далее – ответы на 3 вопроса.

(красная строка) I was curious about … (Плавно переходим к вопросам другу)

(красная строка) Sorry, I have to go now, it’s time to help jedis my mom. Write back soon! (вежливое завершение письма+упоминание о дальнейших контактах)

(красная строка) Take care,

(красная строка) Luke (заключительные фразы)

Нам осталось при ответах на вопросы+в своих вопросах написать еще около 30-45 слов, чтобы попасть в необходимое число слов.

Организация текста (2 балла)

Здесь ученика балуют 2 баллами, если он:

  • логично пишет (в смысле, отвечает на все вопросы последовательно, а не путает местами ответы на вопросы, не начинает отвечать на первый вопрос, потом отвечает на второй и снова перескакивает к ответу на первый) + использует средства логической связи (because, so, and, that’s why, for, however и подобные им)
  • поделил текст на абзацы + написал адрес-дату-вступление-заключение с красной строки (как в скелете письма выше)

Языковое оформление высказывания (2 балла)

Для получения 2 баллов нужно всего лишь сделать не больше 2 негрубых грамматических и лексических ошибок , а также не более 2-ух негрубых пунктуационных ошибок. Если их от 2-4 (лексико-грамматических или пунктуационных), то ученик получит 1 балл, в больше 4-х – 0 баллов за языковое оформление высказывания.

Что это за грубая ошибка такая? Как ее отличить от негрубой?

Это когда 11-классник допускает ошибку в базовой грамматике или лексике – неправильно употребляет время, путает порядок слов в предложении, не может согласовать число и лицо подлежащего и сказуемого, пишет неопределенный артикль перед множественным числом, употребляет существительное вместо прилагательного, не знает значения или написания элементарных слов – в общем, все то, что существенно затрудняет понимание написанного.

Еще я бы хотела рассказать, как классифицировать ошибки в письме.

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I wouldn’t speak so вместо I wouldn’t say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (I am very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 39 выносит на поля грамматическую ошибку, если ошибка:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I don’t know what are you talking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, I fond of summer rather than winter. – Отсутствует глагол-связка “am”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

Орфографические и пунктуационные ошибки

В письме орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию . Не забудьте про сокращения в письме (в отличие от , где они отнимут у вас баллы) – смело пишите всякие don’t, musnt’t, aren’t и т.п.

Если работа будет написана “как курица лапой” (привет учителям русского языка из моего детства=)) – то есть, в ней много зачеркиваний – эксперт имеет право снизить оценку на полбалла.

На самом деле, получить максимум – 6 баллов – за выполнение этого задания совсем несложно, надо просто хорошо попрактиковаться.

Образец

А вот образец письма на максимум 6 баллов, ответ на письмо-стимул про здоровый образ жизни выше:

Thank you for your recent letter. I was so glad to hear from you again.

You’ve mentioned that you are trying to lead a healthy life and I totally approve of your decision. As for me, I also try to stay healthy – I go to the gym after my classes every evening. I believe that doing sport and having a balanced diet makes people healthy and athletic, and healthy living prolongs your life and fills you with energy.

I was curious about your coming summer holidays. Where are you going to spend them? Are you going to enjoy them alone or with your family and friends? How long will they last?

Sorry, I have to go now, it’s time to help my mom. Write back soon!

Как писать письмо

Итак, получаете задание, что нужно делать:

  1. Внимательно читаем письмо, смотрим на имя друга и его пишем в начале письма. Будете смеяться, но некоторые как выучили шаблон, так и пишут везде Dear Yoda, не важно, от кого письмо на самом деле – От Леи или Хана Соло.
  2. Изучаем вопросы и думаем, как будем отвечать на них. Обратите внимание, что есть коварные вопросы, которые выглядят как один, а на самом деле их там два! Например, Do you like watching films, why? Надо написать не только да-нет, но еще обосновать точку зрения. Или Where and when do you usually go shopping? Где и когда – два вопросительных слова, и ответа на них тоже должно быть два. Поэтому односложные ответы на такие вопросы ведут к потере баллов.
  3. Смотрим на тему , по которой нужно задать вопросы. Внимание! Она написана не в конце письма, а в задании ниже текста письма! Здесь ученики делают больше всего ляпов – посмотрят, чем заканчивается письмо, и давай спрашивать, на чем друг остановился. А задание-то другое! И поставят им -1 балл за невыполнение коммуникативной задачи. Вот пример такого письма-ловушки:
    … In our city we have an annual competition for teenagers who make their own short films. This year I got the second prize for a film about my grandparents. Do you think it’s important to record family history? Who do you think should do it? How can it be done best? This month is my mom’s birthday and now I am thinking about a gift for her. I want it to be very special…
    Write a letter to Tom.In your letter-
    − answer his questions-
    − ask 3 questions about his mom
    Видите конец письма? Про день рождения мамы и про подарок на него. А вопросы нужно задать про маму! Поэтому вопросы в стиле Where are you going to celebrate your mom’s birthday? What are you planning to present her? Will she invite a lot of people to her party? будут не по теме.
    В тему здесь будет спросить How old is your mom? Where does she work? What does she look like?
  4. Написать письмо, правильно разделив его на абзацы и отступив красную строку (или можно строчку между абзацами пропустить не важно) и проверить себя на ошибки . Наиболее частыми ошибками у учащихся при написании письма являются:
    – артикли (забывают о них вообще, или ставят не те)
    – времена (временной маркер показывает на present perfect, а пишут past simple)
    – правописание (beautifull вместо beautiful или буквы в словах из-за спешки пропускают)
    Anyway, сдающих экзамен всегда вооружаю золотым правилом: Не знаешь или сомневаешься – не пиши! Замени синонимом или вообще убери плохо знакомое слово из текста.
  5. Подсчитайте, сколько слов получилось. Нужно – 100-140. На погрешность 90 – 154 советую не рассчитывать, мало ли, обсчитаетесь из-за спешки, и балл снимут, обидно будет.
  6. Когда будете переписывать свой ответ в экзаменационный бланк, не забудьте в начале написать номер задания – Задание 39. Организуйте свое время так, чтобы на экзамене вы успели переписать все письменное задание в бланк. Сочинение, написанное на черновик, не проверяется.

Подготовка

Подготовка к этому заданию не отнимет много времени и нервов ни у вас, ни у ученика. Объясняете схему написания письма и пишете-пишете-пишете. Еще очень полезно разбирать письма предыдущих лет и давать ученикам самим оценить ту или иную работу. Чтобы сам понимал, за что и сколько баллов могут снять и учился на чужих ошибках. Утопия, конечно, но мало ли, научится. Если не накопилось своих примеров писем учеников, их можно найти

Безусловно, email – это самый быстрый и удобный способ обмена рутинными деловыми сообщениями с англоязычными партнерами, но классическое «бумажное» деловое письмо по-прежнему является предпочтительным и солидным способом донести важную информацию.

Тщательно продуманное письмо, напечатанное на стильном бланке, может быть мощным инструментом бизнес-коммуникации. Пожалуй, не стоит пояснять, что впечатление от письма даже с самым заманчивым коммерческим предложением может быть испорчено, если его внешний вид не соответствует общепринятому.

Чтобы убедиться, что каждое письмо под логотипом Вашей компании отвечает требованиям к формату, который считается стандартом деловой переписки в англоязычной среде, следуйте следующим правилам составления делового письма на английском языке:

Правило №1: Разбейте текст письма на блоки.

Получая очередное письмо от зарубежного коллеги, Вы обращали когда-нибудь внимание на то, что оно очень легко «считывается»? Секрет его понятности и последовательности прост: сегодня во всей англоязычной деловой документации используется блочная структура. Считается, что такой принцип структурирования информации в наибольшей степени соответствует потребностям и запросам современного сверхзанятого человека и помогает справляться с непрерывным потоком деловой переписки. Во-первых, можно сэкономить время на этапе составления письма, собрав его, как конструктор, из отдельных смысловых блоков – «Адрес отправителя», «Дата», «Адрес получателя», «Приветствие», «Заголовок», «Концовка» и т.д. Во-вторых, открыв такое «блочное» письмо, получатель может быстро сориентироваться в его содержании.

Блочная структура предусматривает следующие особенности оформления:

  1. весь текст письма разделяется на абзацы с одинарным отступом между ними;
  2. красная строка не используется;
  3. пунктуация открытая, т.е. отсутствуют нефункциональные точки и запятые;
  4. выравнивание делается по левому краю.

Правило №2: Пишите простым и понятным языком.

Само понятие «деловое письмо» уже вызывает у многих дискомфорт. Многие изучающие английский живут с уверенностью, что их письменный язык недостаточно сложен для бизнес-переписки. Спешим их успокоить: максимально эффективное деловое письмо должно быть написано короткими и простыми предложениями, а используемая лексика не должна быть слишком «заумной». Перегруженный по сложности текст плохо воспринимается, но Вы ведь хотите, чтобы Ваши идеи и предложения были понятны, не правда ли? В бизнес-общении ценится не богатейший словарный запас, а четкость и последовательность изложения и безукоризненная логичность. И здесь Вам не помощь придут так называемые “transitions” и “linking words” – слова-связки, которые позволяют выстроить идеи так, чтобы мысли плавно перетекали из одной в другую.

Правило №3: Правильно расположите имя и адрес отправителя.

Первым блоком письма, расположенным в левом верхнем углу страницы, является информация об отправителе в следующей последовательности:

  • название компании
  • номер дома, улица
  • город, почтовый индекс
  • страна

Online-school of foreign languages "LINGVISTER"

Почему рекомендуется включать в письмо адрес отправителя? Даже если Ваш адрес уже есть в адресной книге получателя, избавьте своего адресата от необходимости его искать. Когда информация поступает в готовом виде, шанс получить наиболее быстрый ответ на свое письмо увеличивается на 30%.

Правило №4: Обратите внимание на формат даты.

Согласно стандарту, дата указывается на три строки ниже информации об отправителе.

Дата в письме приводится полностью, но последовательность следования элементов уникальна для каждой страны. Так, в Великобритании указываются день/месяц/год, которые не разделяются запятыми.

В США и Канаде последовательность другая - месяц/день/год, причем перед указанием года иногда ставится запятая.

December 16, 2014

Правило №5: Верно укажите имя и адрес получателя.

Сразу после даты написания письма должен следовать адрес получателя. Уделите особое внимание имени адресата: имя должно в точности повторять то, как Ваш адресат указывает свое имя в подписи письма. Так, если получатель подписывается Christopher Nolan, именно так и нужно писать его имя, добавляя перед ним Mr. Полное имя и адрес получателя располагаются на разных строках в следующей последовательности:

  • полное имя
  • должность
  • название компании
  • номер дома, улица
  • город, почтовый индекс
  • страна

Mr Christopher Nolan

Executive Producer

Syncopy Films Inc.

4000 Warner Blvd., Building 81, Suite 203

Burbank, CA 91522

Правило №6: Выберите приветствие и обращение.

Как мы уже говорили, в англоязычной деловой переписке приняты особенные нормы пунктуации. Так, после обращения в письмах обычно ставится запятая, а основной текст письма начинается с новой строки после одинарного отступа.

В подчеркнуто официальной бизнес-переписке и при обращении к лицу, занимающему высокий пост, принято ставить двоеточие после официального обращения:

Dear Mr Vice President:

Если в адресе получателя Вы указали полное имя адресата, а не просто название компании, письмо рекомендуется начать с личного обращения:

Dear Christopher,

В случае, если письмо направляется на имя организации, а не предназначено конкретному сотруднику, следует использовать более формальное приветствие:

Если имя адресата Вам неизвестно, используйте нейтральную форму обращения:

Dear Sir or Madam,

Правило №7: Укажите тему письма в заголовке.

Заголовок, кратко сообщающий о содержании письма, располагается через одну строку после обращения. Для того, чтобы отделить тему письма от основного текста и привлечь к ней внимание адресата, используются символы верхнего регистра или нижнее подчеркивание.

SAN DIEGO COMIC CON 2014

Правило №8: Не забудьте о завершающей фразе с «призывом к действию».

В заключительный абзац письма включаются запросы информации, напоминания и призывы к скорейшему ответу. Мы предлагаем Вам варианты уместных и энергичных заключительных фраз:

  • I would again apologize for the delay in replying and I trust that this has clarified the points you have raised, however, if you wish to discuss any points I have not clarified, or need any further information, you may wish to telephone or contact me accordingly.
  • I look forward to hearing from you, and in the meantime, should you have any queries, please do not hesitate to contact me.
  • I regret that I cannot be of more assistance in this matter, and should you have any further queries, please do not hesitate to contact me.
  • I would appreciate your immediate attention to this matter.
  • I appreciate any feedback you may have.

Правило №9: Используйте уместную концовку и оставьте подпись.

Концовка письма напрямую зависит от того, какое обращение Вы использовали в начале письма. Нейтральными вариантами концовки письма знакомому или коллеге являются:

Если имя адресата Вам известно, и Вы использовали личное обращение в начале письма, уместной будет только одна концовка:

Dear Mr Nolan…Yours sincerely,

В сочетании с приветствиями Dear Sirs/Dear Sir or Madam используется только одна концовка:

Dear Sir or Madam…Yours faithfully,

Не забудьте поставить запятую между прощанием и Вашей подписью!

Оставьте место для собственной подписи, отступив от концовки 4-5 строк.

Имя отправителя может быть написано целиком с помощью букв верхнего регистра, или же прописными могут быть только первые буквы. Должность отправителя указывается непосредственно на следующей строке под именем. Проявите внимание к мелочам: сокращение Mr не используется, если автор письма - мужчина, но если автор - женщина, обычно в скобках добавляют (Mrs).

Yours sincerely,

Yours sincerely,

SUSAN HAYWARD (Mrs)

Правило №10: Упомяните вложения в письме.

Указанием на то, что в письме есть вложения, является надпись Enc или Encs (“Enclosures”) внизу письма, через одну строку после должности отправителя.

Yours sincerely,

SUSAN HAYWARD (Mrs)

Следуя этим простым правилам, Вы всегда с успехом сможете составлять деловые письма своим партнерам.

Задачей экзаменационного теста в разделе “Письмо” являлась проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел “Письмо” в 2008 г. состоял из двух заданий:

С1 – Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому уровню);

C2 – Письменное высказывание с элементами рассуждения (критерии оценивания которого относились к высокому уровню).

С1 был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.

Стимулом для высказывания в задании С2 было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.

В таблице представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности выполнения заданий контрольных измерительных материалов в разделе “Письмо”.

Средний результат выполнения задания C1 составил 77% (2007г. – 75%) от максимального балла. Средний результат выполнения задания С2 составил, как и в 2007 году, 62% от максимального балла.

Группы “хорошистов” и “отличников” получили высокие оценки за оба задания по всем критериям. Группа “троечников” справилась только с заданием С1.

Анализ выполнения экзаменуемыми этого раздела можно сделать, основываясь на характере допущенных типичных ошибок.

При выполнении задания С1 (Письмо личного характера) большинство экзаменуемых правильно выбрали элементы неофициального стиля. Практически все испытуемые соблюдали нормы вежливости, начиная письмо с благодарности за полученное письмо, подавляющее большинство употребляли соответствующую завершающую фразу и ставили правильно подпись в конце письма. В ряде случаев отсутствовали адрес и дата. Более трудным оказалось выполнение коммуникативной задачи. Более трети экзаменуемых не смогли представить полный ответ на запрашиваемую в письме информацию.

Таблица: Структура и содержание раздела “Письмо”

Задание Тип задания Проверяемые умения (основные блоки) Требуемый объем Время выполнения
С1 Письмо личного характера – Дать развернутое сообщение

– Запросить информацию

– Использовать неофициальный стиль

– Соблюдать формат неофициального письма

100–140 слов 20 мин.
С2 Письменное высказывание с элементами рассуждения – Высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры

– Сделать вывод.

Последовательно и логически правильно строить высказывание

– Использовать соответствующие средства логической связи

– Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей

200–250 слов 40 мин.

Например:

Личное письмо

Задание для учащегося

С1. You have 20 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

…I don’t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I’m really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I’ll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why?

I’ve lived in the USA my whole life but I’d really love to travel to other countries…

Write a letter to Bill.

– answer his questions

– ask 3 questions about his plans for travelling.

Write 100 – 140 words.

Remember the rules of letter writing.

Текст 1 выполненного учащимся личного письма

Thank you for your letter. Well, I shall answer your questions.

I have already decided on my career. I want to be a translator of English. It was not a problem to chose this profession because I like English. Also I want to be a teacher of English. It’s a good idea too.

But I want to have a break and enjoy myself before I go to a University. I want to travel alone or with my parents. What about you? What are your future planning of traveling? Would you like to visit my country? It will be nice if we meet soon.

Hope to hear from you soon,

Анализ задания 1

Тип задания: задание с развернутым ответом

Целесообразность стиля и формат: личное письмо, неформальный стиль общения, базовый уровень.

Требуемый объем: 100-140 слов

Что ожидается от учащегося?

– Дать развернутое сообщение и ответить на все вопросы друга;

– Запросить информацию;

– Использовать неофициальный стиль;

– Соблюдать формат неофициального письма.

Комментарии к личному письму

Личное письмо оценивается по двум критериям: содержание и организация текста. Однако проверка работы начинается с формального, но важного момента – подсчета количества слов в выполненном задании. Требуемый объем дается в задании для учащегося (С1: 100–140 слов). В п. 11 спецификации даны четкие инструкции на этот счет: “Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов … , то задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов … , проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов … и оценивается только эта часть работы”. При этом подсчитываются все слова (предлоги и артикли в том числе), краткие (стяженные формы) глаголов (didn’t, can’t, let’s) считаются за 1 слово.

Убедившись в том, что требуемый объем соблюден, переходим к оцениванию выполненного задания.

Оценивая первый критерий – содержание (решение коммуникативной задачи), мы должны ответить на следующие вопросы:

1. отражает ли содержание все аспекты, указанные в задании;

2. выбрано ли стилевое оформление правильно, с учетом цели высказывания и адресата (для личного письма – это неофициальный стиль);

3. соблюдены ли принятые в языке нормы вежливости;

4. соблюден ли требуемый объем высказывания.

Детализируя первый вопрос, необходимо сформулировать все аспекты содержания, которые должен раскрыть в своем личном письме экзаменуемый. Для этого надо проанализировать письмо-стимул и дополнительное задание, которое дается после него. В результате получится следующий список (будем сразу отмечать, отражен ли этот аспект содержания в анализируемой работе и насколько полно он отражен):

1.1. Есть ли сообщение, что учащаяся уже выбрала будущую профессию? – Есть: I have already decided on my career.

1.2. Есть ли сообщение о том, кем хочет стать автор письма? – Есть: I want to be a translator of English. Also I want to be a teacher of English.

1.3. Есть ли сообщение, почему автор хочет стать переводчиком и учителем? – Есть, но аргументация неразвернутая и слабая в первом случае, почему она хочет стать переводчиком: “because I like English” и отсутствует вообще во втором случае, почему она хочет стать учителем.

2.1. Дано ли обращение в правильной форме в соответствии с неофициальным стилем? – Дано правильно.

2.2. Дана ли завершающая фраза в правильной форме в соответствии с неофициальным стилем? – Да, дана правильно.

2.3. Дана ли правильная форма, только имя пишущего? – Дана.

По третьей составляющей решения коммуникативной задачи (принятые в языке нормы вежливости):

И, наконец, (4) соответствует ли объем высказывания поставленной задаче и указанным в задании требованиям? – Соответствует. К сожалению, возможны случаи, когда при формально соблюденном объеме – 90 слов экзаменуемый не выполняет содержательные задачи, ограничиваясь краткими неаргументированными ответами на заданные в письме-стимуле вопросы, а требуемый объем выполняет за счет изложения выученного наизусть “топика”.

Подводя итог по критерию содержания: максимально за содержание дается 3 балла, анализируемая работа может быть оценена 2 баллами, так как в ней нет развернутой аргументации, почему экзаменуемый выбрал эту профессию. Кроме того, полностью повторена информация (выбрана та же профессия) из письма-стимула, письма Билла. Однако оценка не будет за это снижена, так как, возможно, Ольга действительно хочет тоже стать переводчиком и учителем.

Второй критерий, по которому оценивается личное письмо – организация текста.

Оценивая задание по этому критерию, мы должны ответить на следующие вопросы:

5.1. Насколько логично в целом высказывание? – В целом, письмо логично, но в первом абзаце две фразы, которые не совсем логично связаны, и требуется еще какое-нибудь предложение между ними.

5.2. Присутствуют ли средства логической связи и правильно ли они использованы? – Присутствуют, но минимально. Используются в целом правильно.

5.3. Разделен ли текст на абзацы? – Письмо разделено на абзацы, деление логично, абзацы четко выделены красной строкой. Однако желательно было выделить вопросы к другу в отдельный абзац.

5.4. Соответствует ли оформление текста нормам, принятым в стране изучаемого языка?

Этот последний вопрос требует детализации:

а) Обращение на отдельной строке – соответствует.

б) Завершающая фраза на отдельной строке – соответствует.

в) Подпись на отдельной строке – не соответствует.

д) Дата – соответствует.

Подведем итоги по критерию организации текста: максимальный балл по данному критерию – 3 балла, учащаяся получит с некоторой натяжкой 2 балла. Оценка снижена за отсутствие адреса, за то, что не дана подпись на отдельной строке и некоторое нарушение логичности. Таким образом, в целом за личное письмо учащаяся получит 4 балла.

Текст 2 выполненного учащимся личного письма

(с сохранением языкового оформления)

Many thanking for your letter. Sorry, but I had no time to answer. I’m very beasy, because I prepare to my exams.

You asked me about my career. I think it is rather difficult to do a wright choice. Many of young people want to have a very good job.

I want to become a translator as you. I’ll love this job and I love traveling. What your favourite country and where have you never been?

Комментарии к личному письму

Объем выполненного письма менее 90 слов. Письмо проверяться не будет. Учащийся получит 0 баллов за содержание, а значит и за все письмо.

При выполнении задания С2 (Высказывание с элементами рассуждения) экзаменуемые также затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объеме. Тем не менее, значительная часть выпускников смогла представить высказывание требуемого объема, продемонстрировала умение привести аргументы “за” и “против” или сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения.

Трудной оказалась задача сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз. Вновь дает о себе знать тенденция использования материала пресловутых “топиков” в качестве готовых отрывков, вставляемых в письменное высказывание. Что касается организации текста, то по-прежнему остается проблема деления текста на абзацы и использования средств логической связи.

Например:

Задание для учащихся

C2. You have 40 minutes to do this task.

Comment on the following statement.

It’s reported that billions of dollars are spent on space exploration projects every year. Some people believe that this money should be used to solve problems on Earth.

What is your opinion? What problems should humanity solve first of all?

Write 200 – 250 words.

Use the following plan:

– make an introduction (state the problem)

– express your personal opinion and give reasons for it

– give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

– draw a conclusion

Текст выполненного учащимся письменного высказывания с элементами рассуждения

(с сохранением языкового оформления)

Nowadays a lot of people spend their money on new projects or researches. For example billions of dollars are spent on space exploration projects every year. I think it is not right. Our Earth needs some helpness from goverments from different countries. People have a lot of problems in medicine. We have illnesses like cancer with which people don’t know how to fight We will know everything about spaces, but nothing about our health, our life on Earth. Is that right? No, I think.We should take care about each other and our goverment should spend money on people, on life’s troubles. Government should spend money on our grandmothers and grandfathers, take care about nature, because we have problems with atmosphere. We know about pollution but we don’t want to find the solution about this problem. We should take care about our animals who are in danger. We should take care about poverty, we shall think about it. A lot of people need our help, our money, because they don’t have something to eat. We should think about children, whose parents denyed from them when they were born. They are lonely and need our help. To sum up I think that we can spend our money on new projects but we should remember one rule “we are people and we need each other. We need help from each other”.

Письменное высказывание с элементами рассуждения, в данном случае сочинение-высказывание мнения, оценивается по пяти критериям: содержание, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация.

1. Соответствует ли содержание данного сочинения предложенной коммуникативной задаче? В дополнительной схеме оценивания предлагаются следующие вопросы, которые детализируют содержание данного пункта:

1.1. Есть ли вступление с постановкой проблемы? – Есть, однако, автор даже не перефразировал проблему, которая обозначена в инструкции к заданию. Более того, первая и вторая фразы вступления несут практически одну и ту же информацию (вторая фраза несколько уточняет первую).

1.2. Высказано ли мнение автора по проблеме и аргументировано ли оно? – Мнение высказано – I think it is not right. Что касается аргументации, то она подана несколько сумбурно и не всегда логично. Идет фраза о том, что Земля нуждается в помощи правительств разных стран, но этот тезис не аргументируется и автор сразу переходит к тому, что у людей есть проблемы со здоровьем, и неизвестно, как лечить, например, рак. Отсюда, автор делает вывод о том, что люди должны заботиться друг о друге, а правительство тратить деньги на жизненные проблемы (life’s troubles.). Далее идет перечисление проблем, которыми должны заняться правительства: дедушки и бабушки, забота о природе, бедности, брошенные дети. Аргументация слабая или ее нет, и сами проблемы плохо сформулированы.

1.3. Представлены ли в сочинении другие точки зрения и объяснение, почему автор с ними не согласен? – В сочинении не представлена другая точка зрения по этой проблеме и отсутствует аргументация по несогласию с ней.

1.4. Есть ли заключение с выводом? – Заключение есть, однако оно несколько противоречит содержанию вступления и основной части, так как если раньше говорилось о том, что нужно тратить деньги на людей и природу, то в заключении делается вывод, что можно тратить деньги на новые проекты (не понятно какие) и что мы должны помогать друг другу. Вторая часть заключения никак не связана с коммуникативным заданием. Таким образом, коммуникативная задача выполнена только частично, и содержание сочинения может быть оценено в 1 балл.

Второй критерий оценивания сочинения – организация текста. Основной вопрос:

“Соответствует ли организация текста общепринятым правилам?” необходимо детализировать, а именно:

2.1. Есть ли деление на абзацы и правильно ли оно осуществлено? К сожалению, автор не выделил абзацы.

2.2. Логично ли сочинение и правильно ли использованы средства логической связи: выстраиванию логичности препятствует отсутствие абзацев, использование средств логической связи минимально.

В целом, по данному критерию будет поставлен 1 балл.

Третий критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения – лексика. Оценивая работу по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы:

3.1. Соответствует ли лексика поставленной коммуникативной задаче? В целом, соответствует.

3.2. Достаточен ли словарный запас, насколько он разнообразен, соответствует ли высокому уровню? – В целом, да. Словарный запас относительно разнообразен, однако наблюдаются неоправданные повторы слов и словосочетаний, например “take care”, “need”, “think”.

3.3.Соблюдает ли автор правила словообразования, словосочетаемости (collocations) правильно ли употреблены слова в конкретном контексте и влияют ли ошибки (если они имеются) на понимание содержания? – В данном сочинении наблюдаются ошибки по употреблению слов в конкретном контексте, в словообразовании. Одна ошибка, а именно, в предложении: “People have a lot of problems in medicine” может повлиять на понимание содержания, так как автор имеет ввиду не медицину в целом, а проблемы со здоровьем. Ряд ошибок носит лексико-грамматический характер и может быть отнесен как к лексике, так и к грамматике, например, предлоги.

Если мы отнесем лексико-грамматические ошибки к лексике, то в этом случае лексика может быть оценена на 1 балл.

Четвертый критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения, – грамматика. Оценивая ответ по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы:

1.1. Уместен ли выбор использования грамматических средств в соответствии с целью высказывания? – В целом, да.

1.2. Насколько разнообразны грамматические средства и соответствуют ли их сложность высокому уровню? – Грамматические средства довольно однообразны и не полностью соответствуют высокому уровню. Автор часто использует однотипные грамматические конструкции, например, с should.

1.3. Насколько правильно и точно использованы грамматические средства? – Наблюдаются ошибки в нескольких разделах грамматики, например, в порядке слов, в сложноподчиненных предложениях, употреблении неопределенных местоимений, неисчисляемых существительных. Однако, в целом, данные ошибки не влияют на понимание содержания.

По данному критерию ответ может быть оценен на 2 балла.

По пятому критерию – орфография и пунктуация – работа будет оценена в 1 балл (максимальный балл – 2), так как есть ошибки в орфографии и пунктуации (нет запятой после For example).

Таким образом, сочинение в целом может быть оценено на 6 баллов.

Анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе “Письмо”, позволяет сформулировать следующие общие рекомендации для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку:

1. Следует знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида.

2. Необходимо научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем).

3. Рекомендуется тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании. Недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное превышение заданного объема, ведут к снижению баллов.

4. Для овладения умениями письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы и редактировать их в нужном направлении.

5. Перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написании работы уметь проверить ее и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы.

6. Необходимо также определить стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания и придерживаться его на протяжении всего текста.

При выполнении задания С1 (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на следующие аспекты:

2. При ознакомлении с текстом-стимулом учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе и наметить для себя план своего ответного письма.

Для успешного выполнения задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения) надо иметь в виду следующее:

1. В действующих КИМ предлагаются два типа заданий: высказать собственное мнение по определенной проблеме и высказать аргументы “за” и “против” определенной точки зрения. Учащиеся должны понимать, в чем эти два типа сочинений близки и чем они различаются, и соответственно строить свой текст.

2. В инструкциях к заданиям предлагается самый общий план письменного высказывания, который учащиеся должны уметь конкретизировать в соответствии с предложенной темой. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. При этом вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть.

3. Следует также помнить, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста.

Критерии оценивания выполнения заданий С1 и С2 раздела “Письмо”

Баллы Содержание Организация текста Лексика Грамматика Орфография и пунктуация
К1 К2 К3 К4 К5
3 Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно, с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст правильно разделен на абзацы; формат высказывания выбран правильно. Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки.
2 Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения формата высказывания. Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста. Орфографические ошибки отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением.
1 Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в формате высказывания. Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, либо некоторые из них могут затруднить понимание текста. Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста. Имеется ряд орфографических и\или пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста.
0 Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании или не соответствует требуемому объему Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается. Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

Примечания: Критерий “Орфография и пунктуация” (К5) в разделе “Письмо” оценивается по шкале 0 – 2 балла. Эксперты оценивают выполнение заданий С1 по критериям К1 и К2. Задание С2 оценивается по критериям К1 – К5. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.

Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по иностранным языкам

д.фил.н. М.В. Вербицкой и к.фил.н. К.С. Махмурян